Содержание экономической политики государства российской федерации. Как формируется экономическая политика

Экономическая политика государства (Economic policy ) - это набор инструментов, рычагов, мер и действий правительства страны, оказывающих влияние на развитие макроэкономических показателей для достижения общественно значимых целей.

В настоящее время, в отличие от XIX века, государство на всех уровнях включено в экономическую систему. Но и сегодня не утихают споры о границах, формах, методах государственного вмешательства в экономику. Удачно сформулировал проблему французский поэт П. Валери: "Сильное государство подавляет нас, а при слабом мы погибнем ". Правительство выполняет множество политических, социальных и экономических функций. Для их выполнения используется набор инструментов, рычагов, мер, оказывающих влияние на деловую активность, уровень занятости, дифференциацию доходов и т.д. В XX веке активность государства как субъекта экономических отношений нарастала, что было вызвано Великой депрессией, мировыми войнами, соревнованием с социализмом .

К факторам, определяющим масштабы, формы, методы вмешательства государства в экономическую жизнь, можно отнести: менталитет населения, определяемый национальными, культурными традициями, этическими нормами; уровень экономического развития страны; степень открытости экономики; уровень технологического развития; традиции, опыт, квалификацию аппарата государственного управления.

В экономической теории выделяется два противоположных подхода к пониманию роли государства в экономике: классический (либеральный) и кейнсианский (этатический).

По мнению Кейнса, только экономика полной занятости может считаться равновесной и эффективной. Причиной безработицы Кейнс считает недостаток так называемого "эффективного спроса", который коренится в психологии людей, в их склонности к сбережению. (Кейнс сформулировал психологический закон, суть которого заключается в следующем: с ростом доходов увеличивается потребление, но в не той степени, как увеличивается доход ). Компенсировать этот недостаток необходимо путем проведения активной бюджетно-налоговой политики и кредитной политики. В этот же период представители институционально-социальной школы обосновывают необходимость проведения активной социальной политики государства, антимонопольного, правового регулирования экономической деятельности.

Государственное вмешательство в экономику получило широкое распространение с середины 30-х годов XX века практически во всех развитых странах. Вводятся государственные пенсионные системы и различные формы помощи лицам с доходом ниже определенного уровня, поскольку перераспределение доходов (снижение доходов богатых и повышение благосостояния бедных) стало рассматриваться как важная задача экономической политики государства. Для поддержания доходов граждан и уровня занятости в периоды циклических спадов предлагались программы общественных работ и выплат пособий безработным. Разрабатывается система прогрессивного налогообложения с резко выраженной возрастающей шкалой. В годы Второй мировой войны за счет бюджета строятся предприятия, в ряде стран в послевоенный период проводилась национализация - формируется государственный сектор.

Возрастание роли государства в 30-х годах XX века объясняется концепцией больших экономических циклов (циклов Кондратьева). На 30-е годы приходится начало четвертого большого экономического цикла. Происходит бурное развитие многих отраслей, определивших современную экономику: сельскохозяйственное машиностроение, общее машиностроение, автомобилестроение, другие, что потребовало развития инфраструктуры (строительство дорог, портов, систем связи). Выдвинутая П. Самуэльсоном и Р. Масгрэйвом концепция "общественных благ" доказывала, что именно государству необходимо осуществлять предложение целого ряда товаров, которые важны для экономики страны в целом, т.к. сам рынок в отдельности не в сотоянии обеспечить данные товары в необходимом объеме. У частного сектора нет абсолютно никаких стимулов осуществлять производство "общественные блага", т.к. их потребляют все без исключения, независимо от того, оплачивают они их или нет.

В основу расширения роли общественного сектора в таких сферах, как здравоохранение, образование, наука, транспорт, подготовка кадров и других, легла концепция "экстерналий". Государство может влиять на частный сектор с помощью субсидий (предоставляемых непосредственно или через налоговые льготы), предложения некоторых товаров через общественный сектор или путем законотворчества.

Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что из-за больших масштабов некоторых видов деятельности или проектов требуются такие ресурсы и знания, которые могут быть сконцентрированы и мобилизованы только правительством. Для осуществления деятельности частного сектора нужна информация, имеющаяся только в общественном секторе (то есть если бы не было государства и соответствующих органов, то издержки частного предпринимателя по сбору и обработке информации значительно бы превышали потенциальную пользу от нее).

Экономическая политика большинства стран Запада примерно до середины 70-х годов XX века строилась на постулатах кеинсианской теории. Но чрезмерное вмешательство государства в экономику привело к ограничению рыночных начал. К 70-м годам страны столкнулись с проблемами снижения эффективности экономики, темпов научно-технического прогресса, обострением кризисных процессов, ростом инфляции , социального иждивенчества, бюрократизма и т.п. Это привело к поиску альтернативных вариантов регулирования экономической жизни. Происходит отказ от идей Кейнса и усиливается стремление восстановить рыночное саморегулирование, то есть в функциях правительства осуществляется переход от замещения рынка к его дополнению и поддержке.

В 80-х годах большинство стран начинает проводить экономические реформы, включающие:

  • приватизацию государственных предприятий, ориентированную на стимулирование конкуренции и повышение эффективности производства;
  • отмену импортных пошлин и количественных ограничений во внешней торговле, что делает ее более чувствительной к изменениям в относительных ценах;
  • либерализацию регулирования кредитов и процентных ставок, что ведет к восстановлению важных распределительных функций кредитного рынка;
  • сокращение регулирования цен и других ограничений на свободу экономической деятельности, поскольку регулируемые цены всегда искажают рыночные связи, снижая экономическую эффективность и стимулируя рентоориентированное поведение;
  • субсидирование товаров первой необходимости приводит к уменьшению цен, в ряде случаев они сокращаются до такой степени, что возникает ажиотажный спрос и растрата ресурсов.

Экономические реформы направлены, на поощрение предпринимательской активности и преодоление социального иждивенчества. Практика всех стран показала, что условием экономического прогресса является рыночное саморегулирование. В то же время ни в одной стране экономика не функционирует без воздействия государства.

Исторический опыт показал, что "альтернативы экономике как демократическому регулируемому рыночному хозяйству нет " (Я. Певзнер, российский экономист), что рыночный подход является всеобъемлющим, он применим ко всему (Г. Беккер, американский экономист), в том числе и к человеческому поведению, к действиям государства.

Главным отличительным признаком государства является право принуждения. "Принуждать - пишет П. Хейне в замечательной книге "Экономический образ мышления", - значит склонять людей к совместной деятельности, ограничивая свободу их выбора ". Принуждение сочетается с убеждением. Но этим правом обладает и рынок (например, с помощью рекламы). Принуждая, государство обеспечивает согласование действий граждан, дополняя добровольный обмен, основанный на соблюдении прав собственности. Условием успеха в достижении личных интересов является максимизация предельной выгоды от тех или иных действий и минимизация предельных издержек . Государство своим принуждением способствует:

  • увеличению положительных экстерналий (внешних выгод), побуждая людей действовать во имя общих интересов;
  • снижению трансакционных издержек, что увеличивает выгоду для всех участников сделок;
  • уменьшению затрат, увеличению выгод для граждан, создавая четко действующую систему правосудия, систему национальной обороны, строя дороги и школы.

Однако государственное принуждение не может быть единственной основой согласования интересов и действий граждан. Последние через механизм согласования, лоббирования и другое могут воздействовать на решения, принимаемые законодателями и правительством. Отдельные решения могут формироваться под воздействием "групп давления". Следовательно, решения государства могут быть неэффективными, не соответствовать долговременным интересам общества, что объясняется рядом причин.

  1. Ошибки со стороны политиков. Одни из них не имеют соответствующего образования и слабы в экономических материях; другие оказываются рабами, как отмечал Кейнс, отживших свое экономических теорий; третьи преследуют свои интересы, например, стремление выиграть следующие выборы; четвертые руководствуются своими представлениями об общественных интересах. Например, в западных странах до 90-х годов мало внимания уделялось вопросам финансового федерализма и обеспечения согласованности экономической политики в пределах отдельно взятой страны.
  2. Последствия прежних решений. Текущая экономическая политика в значительной мере определяется решениями предшествующего правительства, которые создают условия, отличающиеся от тех, что предпочли бы иметь действующие политики. Оказывается, что значительно проще принимать решения об увеличении социальных, налоговых и других льгот, чем об их уменьшении, о расширении размеров госаппарата, чем об его сокращении.
  3. Недостаточное владение инструментами экономической политики, различиями между интересами управляющих и управляемых. Инструменты экономической политики находятся под полным контролем государственного руководства, полагающегося на четкую и эффективную работу госслужащих, выполняющих принятые наверху решения. Однако бюрократия может быть неэффективной или коррумпированной, способна искажать полученные директивы или использовать инструменты экономической политики в своих узких интересах.

Таким образом, государство призвано не подменять рынок, а сосредоточить усилия на повышении эффективности всех рынков с помощью следующих мер:

  • открытие внутреннего рынка для иностранных фирм (развитие иностранной конкупенции);
  • запрет и отмена необязательных или неэффективных экономических норм;
  • развитие информационного обеспечения участников рынка;
  • создание регулирующих органов, эффективно обеспечивающих потребителей всей необходимой информацией, а также устанавливающих прозрачные и равные для всех участников рынка правил игры.

Государство должно стимулировать конкурентное поведение, борясь с монополизмом и поощряя увеличение числа участников рынка, поддерживая малое предпринимательство, венчурный (рисковый) бизнес.

Итак, можно выделить два основных типа (модели) экономической политики государства в смешанной экономике: активная (кейнсианская) макроэкономическая политика и пассивная (либеральная, классическая) макроэкономическая политика. В кейнсианской модели основным средством воздействия государства на экономику является фискальная политика, в классической - монетарная политика.

При этом могут использоваться прямые и косвенные формы экономической политики. К формам прямого регулирования можно отнести:

  1. Законотворческая деятельность и прямой административный контроль, осуществляемый специальными органами государства: за качеством пищевых продуктов и лекарств, за операциями на рынке ценных бумаг, за соблюдением техники безопасности и охраны труда, за соблюдением экологических норм и правил, за соблюдением антимонопольного законодательства и многие другие.
  2. Государственное производство. Во всех развитых странах существует более или менее значимый по своим масштабам государственный сектор. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он не абсолютен. Государственное предпринимательство осуществляется в отраслях инфраструктуры, развитие которых требует больших капиталовложений при крайне медленной оборачиваемости капитала (сооружение и содержание дорог, портов, каналов, аэродромов, водопроводов, систем связи, электросети и др.). Велика роль государства в развитии и содержании не только производственной, но и социальной инфраструктуры. В основном государству принадлежат школы, большая часть высших учебных заведений, значительное число больниц, спортивных сооружений и т.д. Государство имеет предприятия, производящие товары и услуги, но может быть и совладельцем фирм.
  3. Национализация и приватизация объектов собственности, замораживание цен и заработной платы, к чему может прибегать государство в кризисные периоды.
  4. Трансферты, дотации, субсидии, субвенции. Государственное кредитование и страхование частных фирм, хотя и связаны с фискальной политикой, также могут рассматриваться как формы прямого вмешательства государства. С помощью этих инструментов государство, используя силу принуждения, перераспределяет доходы от богатых налогоплательщиков к бедным, от более развитых субъектов, регионов к более отсталым.
  5. Государственный долг, под которым понимается вся сумма обязательств перед внешними и внутренними кредиторами. Долгосрочные государственные заимствования на внутреннем и внешнем финансовых рынках перераспределяют доходы между поколениями: часть потребностей текущего поколения удовлетворяется за счет будущих, вынужденных без своего на то согласия погашать этот долг.
  6. В настоящее время, в условиях нарастания экологического кризиса все большее значение приобретает использование административно-законодательных мер экономико-экологического регулирования, предусматривающих экологическую экспертизу, нормирование выброса вредных веществ в атмосферу, почву, воду и жесткий контроль за их соблюдением.

К формам косвенного регулирования относятся главным образом фискальная и монетарная политика государства.

Фискальная (бюджетно-налоговая политика) - политика воздействия на совокупный спрос посредством изменения расходов и доходов государства с целью изменения объема национального производства, обеспечения полной занятости.

Монетарная политика - политика стимулирования сбалансированного экономического роста посредством определения оптимальных темпов роста денежного предложения.

Основные направления экономической политики государства:

  • фискальная (бюджетно-налоговая) политика;
  • монетарная (денежно-кредитная) политика;
  • социальная политика;
  • внешнеэкономическая политика.

Если целью экономической политики является сглаживание циклических колебаний, то такая политика получила название антициклической. Если упор делается на борьбу с инфляцией, то макроэкономическая политика является антиинфляционной. В конкретной исторической обстановке государство может проводить промышленную, аграрную политику, политику занятости (политику борьбы с безработицей), политику доходов. В зависимости от поставленных целей будут выбираться те или иные инструменты, методы фискальной и монетарной политики.

Определив цели, приоритеты, основные направления экономической политики, государство регулирует экономику, используя методы регулирования (методы экономической политики): прогнозирование развития экономики, введение экономических нормативов, установление налоговых ставок, определение размеров денежной эмиссии, разработка государственных программ и их финансирование, поддержание курса национальной валюты, установление квот на экспорт и импорт отдельных продуктов, определение прожиточного минимума, размеров минимальных пенсий, минимальной ставки заработной платы и многое другое.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

Экономическая (макроэкономическая) политика государства представляет собой набор определенных целей в области нацио­нальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей. Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа.

Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения.

Различают краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную экономическую политику.

Краткосрочная политика разрабатывается на текущий и бли­жайший период, долгосрочная - на перспективу, как правило, на пять, десять или пятнадцать лет.

Потребность деления экономической политики на кратко- и долгосрочную обосновал Дж.М. Кейнс. Целесообразность такого разграничения объясняется тем, что каждый из периодов реали­зации общей экономической концепции имеет (помимо общих) свои специфические цели и особые средства для их достижения. Например, если главной целью краткосрочной политики является либо выход из кризиса, либо поддержка макроэкономического равновесия, то основной задачей долгосрочного периода должен быть экономический рост, способный обеспечить благосостояние человека и развитие общества.

Центральное место в разработке экономической политики за­нимает процесс определения целей. Они должны отражать обще­национальные интересы и быть научно обоснованными: иметь под собой определенную матери&чъную базу и четкую экономи­ческую концепцию.

Различают конечные, долгосрочные и текущие цели эконо­мической политики.

Конечная цельпредставляет собой квинтэссенцию стратегии экономической политики. Ее основной смысл состоит в дости­жении максимально возможных параметров экономического рос­та для обеспечения подъема жизненного уровня населения и благоприятной среды обитания. Постановка и реализация ос­новной цели экономической политики в значительной мере за­висят от модификации избранной в стране модели социально-экономического развития. В чистом виде рыночная модель прак­тически не существовала никогда. Не существует она и теперь.

Краткосрочные цели определяются для реализации основной цели на текущий момент. К их числу относятся: сокращение тем­пов инфляции, снижение уровня безработицы, увеличение объ­ема ВВП, рост реальных доходов населения.

В определении курса экономической политики, а следова­тельно, и в определении и постановке экономических целей ве­дущая роль принадлежит государству. Именно его прерогативой является определение приоритетов в экономической деятельно­сти и выбор способов и средств по эффективной реализации экономической политики. Поэтому одной из функций прави­тельства - исполнительного органа государственной власти - является разработка основных направлений социально-эконо­мического развития страны. Утверждение, корректировка или отклонение представленных правительством направлений разви­тия являются обязанностью Совета Федерации и Президента.

Свою экономическую политику государство проводит через реализацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и тамо­женной политики. С помощью каждой из них и их системы в целом государство перераспределяет значительную часть ВВП и доходов, а также имеет возможность существенно влиять на уро­вень инфляции, на инвестиционные процессы и внешнеэконо­мическую деятельность.

Экономическая политика России последних лет не была од­нозначной. В ней можно выделить два периода: политику пере­ходного периода, который продолжался все последнее десятиле­тие XX в., и нынешнею политику периода экономической стаби­лизации и экономического роста - конца XX - начала XXI в.

Переходный период от административно-командной модели к рыночной был чрезвычайно сложным и противоречивым этапом существования российской экономики. Это было время крушения старых, сложившихся еще в СССР экономических от­ношений и создания основ принципиально новой для России модели рыночной экономики.

Современный этап экономического развития России сущест­венно отличается от предыдущего. Он характеризуется опреде­ленной экономической стабилизацией, ростом объемов ВВП и реальных доходов населения. Экономика России теперь опирается не на заемные средства, а на внутренние источники, а в струк­туре ВВП стало преобладать производство товаров, а не услуг, стабилизировался курс рубля, растут занятость и доходы.

И так, государство, оказывает все более существенное влияние на сдерживание темпов и инфляции и ограничение безработицы, на улучшение инвестиционного климата и ускорение экономического роста, на борьбу с бедностью и увеличение доходов населения, на интеграцию российской экономики в мировое экономическое сообщество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения. Государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.

В начале XXIстолетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. 2003.

    Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – 2005

    Макроэкономика: Учебник / Под ред. К.А. Хубиева. 2007.

    Экономическая политика государства: учебное пособие / Ю.Н. Мосейкин, 2009.

    Экономическая теория/ Под ред. И.П. Николаевой. Москва 2011

    Экономическая теория/ Под ред. И.П. Николаевой. Москва 2008

    Экономическая теория/Под ред. В.Д. Камаева. Москва 2010

Cтраница 1


Экономическая политика государства предусматривает широкое привлечение иностранных инвестиций и кредитов. В последнее время проявляется тенденция к усилению защиты национального предпринимательства от засилья империалистических монополий.  

Экономическая политика государства основывается на широком привлечении иностр. С 1967 по 1987 г. выданы разрешения на прямые и смешанные вложения в сумме 17 млрд дол.  

Экономическая политика государства в условиях инфляции может быть двоякой: политикой адаптации (от лат. Политика адаптации включает в себя два основных направления: индексацию доходов и компенсацию потерь от инфляции. Эти адаптивные меры смягчают социальную напряженность, но саму болезнь они не лечат, хотя цена этих мер ощутима для государства. Политика решительных мер борьбы с инфляцией предполагает устранение прежде всего причин, порождающих инфляцию, а не только ее последствий.  

Экономическая политика государства за последнее десятилетие страдает недостаточной научной обоснованностью, непоследовательностью и отсутствием четко поставленных ориентиров.  

Именно экономическая политика государства, по мнению Кейнса, должна обеспечить полную занятость и бескризисное развитие капитализма. В предложенной им модели регулирования производства главная роль отводилась государству, которое должно путем дополнительного выпуска денег в обращение (инфляции) влиять на снижение ссудного процента, что, по мысли английского экономиста, привело бы к возрастанию прибыли и, как следствие, стимулировало бы инвестиции в производство.  

Какая экономическая политика государства способствует укреплению макроэкономической системы.  

Протекционизм - экономическая политика государства, имеющая целью оградить национальное хозяйство от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые в страну товары, ограничение или полное запрещение ввоза ряда иностранных товаров и другие подобные меры.  

Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на защиту производителей отечественных товаров от иностранных конкурентов посредством финансового поощрения.  

Поэтому мероприятия экономической политики государства как в области регулирования всего народного хозяйства, так в особенности в области сельского хозяйства не могут не считаться с этим фактом. Общая политика партии и Советской власти должна быть направлена в сторону укрепления социалистических начал нашего народного хозяйства и обеспечения в руках государства действительного контроля над всеми происходящими в деревне хозяйственными процессами. В целях этого необходимо, в частности, использовать для кредитования и помощи основной массе крестьянства добавочные материальные ресурсы, получаемые от ускорения всего темпа накопления и роста вследствие этого национального дохода и бюджетных средств.  

Главными приоритетами экономической политики государства на этом этапе являются либерализация и финансовая стабилизация.  

Поэтому мероприятия экономической политики государства, как в области регулирования всего народного хозяйства, так в особенности в области сельского хозяйства, не могут не считаться с этим фактом. Общая политика партии и Советской власти должна быть направлена в сторону укрепления социалистических начал нашего народного хозяйства и обеспечения в руках государства действительного контроля над всеми происходящими в деревне хозяйственными процессами. В целях этого необходимо, в частности, использовать для кредитования и помощи основной массе крестьянства добавочные материальные ресурсы, получаемые от ускорения всего темпа накопления и роста вследствие этого национального дохода и бюджетных средств.  

Важнейшим звеном экономической политики государства является бюджетная политика. В ней отражаются все его финансовые взаимоотношения с юридическими и физическими лицами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения экономической и социальной стабильности. В последние годы были сделаны определенные усилия по укреплению бюджетной системы, сокращению нерациональных затрат государства, снижению уровня бюджетного дефицита. Однако пока еще не завершено формирование бюджетной системы, отвечающей требованиям экономического развития страны.  

Из рассмотрения экономической политики государства в теме 13 видно, что в макроэкономике могут возникать два противоположных состояния в процессах воспроизводства национального продукта, занятости работников и в денежном обращении.  

Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.  

Программы должны отражать экономическую политику государства и учитывать направления и темпы развития народного хозяйства страны на планируемый период. Требования к техническому уровню и качеству конечной продукции и другим объектам стандартизации должны согласовываться с технической политикой, осуществляемой в данной области, отражать научно-технический прогресс.  

Экономическая политика – это система хозяйственных мероприятий, проводимых государственной властью для достижения определенных целей.

Как и во всякой политике есть ее субъекты и объекты.

Субъектами экономической политики выступают, как правило, органы власти или его политические структуры.

Объектами экономической политики является в целом хозяйственная система и отдельные ее звенья.

Сложность экономической политики заключается в том, что она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы (институты собственности, финансы, кредит, налоговая система, инвестиции, промышленность, с/х, торговля и т.д.), но особо следует выделить бюджетно-финансовую политику, денежно-кредитную политику и налоговую политику.

С помощью бюджетно-финансовой политики государство может добиться некоторых целей:

                Снизить социальную напряженность в обществе.

                Может добиться определенной политической стабильности.

Денежно-кредитная политика связана с возможностью получения кредитов, в том числе на льготных условиях, дает возможность развиваться предпринимательским структурам, формированию рынка.

Налоговая политика – это не только важный инструмент формирования бюджета, но и преодоления существенной разницы между богатыми и бедными. Она способствует регулированию рынка, антимонопольной политики.

Главная цель экономической политики – обеспечение экономического роста страны и улучшения благосостояния граждан.

Главным показателем экономического роста является годовой прирост ВВП. Бывает, что такой рост составляет 15-20%.

Обеспечение приемлемого для той или иной страны экономического роста предполагает решение ряда задач, которые составляют, как правило, две группы:

      Задачи, направленные на поддержание нормального функционирования рыночной системы:

    Создание и совершенствование правовой базы.

    Обеспечение честной конкуренции (защита мелких и средних предприятий).

Задачи, направленные на активизацию функционирования рыночной системы в целом:

  • Обеспечение стабильности экономической системы.

    Перераспределение доходов в целях решения социальных задач.

    Корректировка распределения ресурсов.

Существуют механизмы реализации экономической политики:

    Административные механизмы составляют нормативно-правовую структуру экономической политики.

    Нормативное регулирование

    Обеспечение гарантированных прав собственности

    Защищенность конкурентной среды

    Экономический механизм :

    Финансовый

    Кредитный

    Налоговый

С помощью этих механизмов решаются три особо важные задачи :

    Задача аллокации

    Перераспределение доходов

    Стабилизация

Аллокация – предоставление государством за счет средств государственного бюджета определенной совокупности благ и услуг общенационального пользования (транспортная сеть, дороги, их ремонт, освещение, услуги, которые получает население за счет социального обеспечения, система внутренней и внешней безопасности). В систему аллокации входит также поддержка сельского хозяйства.

Перераспределение общей суммы доходов руководствуется принципом социальной справедливости.

    Обеспечение стабильности экономического развития . Сюда следует отнести не только предоставление кредитной помощи предприятию, но и включение процедуры о банкротстве тех или иных предприятий и экономической санации. Контролировать важнейшие экономические процессы.

Следует отметить особую роль финансовой, кредитной, бюджетно-финансовой, налоговой политики в отношении изменения соотношений различных форм собственности.

Особая роль бюджетно-финансовой, денежной кредитной политики, налоговой политики в изменении соотношений различных форм собственности.


Экономическая политика государства представляет собой совокупность мер, направленных на упорядочение хода экономических процессов, оказание влияние на них или непосредственное предопределение их результатов. Основной целью экономической политики любой страны является рост благосостояния населения. Для реализации этой цели необходимо обеспечить: экономический рост; полную занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие.
В настоящее время выделяют следующие основные структурные направления экономической политики. Финансовая политика (включает денежно-кредитную, бюджетно-налоговую, ценовую, инвестиционную и таможенную политику). Внешнеэкономическая политика (состоит из внешнеторговой политики, политики в области международного инвестиционного сотрудничества, валютной политики, политики в отношении международных экономических организаций). Социальная политика (социальная защита и социальное обеспечение населения, защита прав потребителей, жилищная политика, политика в области доходов населения, политика в области здравоохранения и образования, экологическая политика). Структурная политика. Региональная политика.
Проведение экономической политики предполагает соблюдение определенных требований: должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. По мнению лауреата Нобелевской премии по экономике Яна Тинбергена, количество целей не должно превосходить запас инструментов экономической политики, имеющихся в распоряжении государства. Политики могут достичь поставленных целей только тогда, когда количество инструментов равно количеству целей. Чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. Поэтому правительству любой страны необходимо четко представлять себе очередность конкретных мероприятий государственной экономической политики. Без триады «цель - инструменты - мультипликатор» в настоящее время не обходится разработка ни одной государственной программы.
Рыночная экономика обладает определенной инерционностью. Экономические процессы не совершаются мгновенно и требуют времени. Поэтому в ходе реализации экономической политики неизбежно возникает эффект запаздывания (так называемый временной лаг), отделяющий изменение цели от изменений инструмента. Учет лага при принятии тех или иных решений является важнейшей проблемой организации государственного регулирования, поскольку правительству необходимо знать не только вероятный результат применения того или иного инструмента экономической политики, но и время его срабатывания. По своему строению временной лаг неоднороден. Существует лаговая структура, которая состоит из следующих элементов: лаг признания (лаг № 1) - время, прошедшее от возникновения той или иной экономической проблемы до признания политиками и государственными органами факта существования проблемы, ее важности. Продолжительность этого лага зависит от состояния экономической науки, ее роли в принятии политических решений, компетентности лиц, принимающих решения; лаг принятия решений (лаг № 2) - промежуток времени между признанием наличия проблемы и принятием решения об использовании тех или иных регулирующих механизмов. Продолжительность данного лага зависит от процедуры принятия решений (распоряжение правительства, указание Центрального банка или принятие закона парламентом); лаг начала конкретных действий государственных органов (лаг № 3) - время между принятием решения и изменением конкретного инструмента регулирования. Например, если решено увеличить предложение денег, то Центральному банку потребуется время, для того чтобы уменьшить норму обязательного резерва, снизить учетную ставку, увеличить объемы покупок государственных ценных бумаг и т.п. Продолжительность этого лага зависит от эффективности работы государственного аппарата и взаимодействия его звеньев; лаг продолжительности процессов (лаг № 4) - время между изменением инструмента и изменением поведения экономического субъекта; лаг воздействия (лаг № 5) - промежуток времени от изменения макроэкономического инструмента до изменения макроэкономической цели (к примеру, время от изменения налоговых ставок до изменения совокупного спроса).
Расчет лаговых структур дает возможность государству классифицировать инструменты по величине эффекта и степени быстроты действия, способствует выработке долгосрочных политических стратегий.

Существование временных лагов является одной из причин «провалов» в деятельности государства по регулированию экономических процессов. Провалы государства - возможность принятия государственными органами таких экономических решений, которые неоптимальны или нежелательны с точки зрения интересов общества. Причинами «провалов» в деятельности государства являются следующие. Недостаток объективной информации для принятия оптимальных или нежелательных для общества решений (в современной многоотраслевой экономике информация асимметрична). Недостаток контроля общества над бюрократией. Бюрократизм в принятии экономических решений. Несовершенство политического процесса принятия решений, лоббизм, логроллинг (торговля голосами при принятии законодательных решений). Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в государственной управленческой или производственной структуре.
Наряду с провалами государства выделяют и провалы рынка. Провалами рынка называются такие проявления действия рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения (т.е. выгодные для них и не выгодные для общества). Провалы рынка - это результат действия самого рынка: тенденция к установлению монопольного контроля над рынком; неравномерность распространения информации в экономической среде; неспособность рынка производить общественные блага; неспособность рынка соблюдать социально приемлемые границы неравенства в распределении доходов; неспособность рынка устранить внешние эффекты.
Вмешательство государства в экономику как раз и направлено
на смягчение провалов рынка.
Подводя итог изложенному материалу, можно констатировать, что с развитием и усложнением экономики государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, вмешиваясь в жизнь рынка только в той степени, в какой требуется поддержание устойчивости и макроэкономического равновесия.
Вопросы для самоконтроля Чем вызываются необходимость и возможность государственного регулирования экономики (ГРЭ)? Назовите функции государства в рыночной экономике. В чем заключаются минимальные и максимальные границы участия государства в регулировании рыночной экономики? Каковы признаки общественных товаров и услуг? С помощью каких экономических показателей можно измерить степень участия государства в регулировании рыночной экономики? В чем заключаются особенности организационно-правовой формы государственных корпораций? Каковы положительные и отрицательные стороны функционирования госкорпораций? В чем сущность государственно-частного партнерства (ГЧП) и его отличительные черты? Назовите основные формы ГЧП. В каких сферах экономики наиболее эффективно применение административных методов управления? Что такое «провалы государства» и каковы их причины?
10. Выделите основные направления экономической политики государства.
Тематика курсовых работ Проблемы формирования современной промышленной политики в России. Проблемы регулирования деятельности естественных монополий в России. Основные направления и проблемы реформирования науки в России. Место и роль государственных корпораций в российской экономике. Государственно-частное партнерство как особая форма государственного регулирования экономики. Государственный капитализм как модель экономического развития для России. Эволюция теоретических взглядов на проблему вмешательства государства в экономику. Экономические функции государства и направления их реализации в России. Государственная сельскохозяйственная политика и проблемы развития агропромышленного комплекса России. Особенности российской приватизации и передела собственности. Проблемы развития и реформирования оборонно-промышленного комплекса России. Проблемы и перспективы региональной политики в России. Проблемы функционирования государственной контрактной системы в России и зарубежных странах.