Новый порядок и правила регистрации недвижимости. В новый год – с новыми выписками и реестром

Сколько ждать с момента подачи документов – изменились ли сроки регистрации права собственности?

Сроки оказания услуг сокращены. В случае подачи одного заявления на регистрацию прав и кадастровый учет оба действия выполняются одновременно в течение 10 дней. Если заявитель обращается за одной из этих услуг, то регистрация прав будет проведена в срок не более 7 дней, а постановка на кадастровый учет - не более 5 дней. В случае обращения в многофункциональный центр "Мои документы" срок оказания услуги увеличивается на 2 дня.

Новый закон предусматривает также сокращение времени получения выписки об объекте недвижимости. Сведений из ЕГРН можно получить в течение 3 дней. Порядок получения сведений из ЕГРН не отличается от существующей процедуры, то есть запросить из него общедоступные сведения об объекте недвижимости может любое заинтересованное лицо удобным для него способом.

Можно ли подать документы на регистрацию без постановки объекта на кадастровый учет?

В соответствии с законодательством постановка объекта на кадастровый учет является обязательным условием для регистрации прав собственности на него. Исключительные случаи, когда допускается проведение регистрации прав без постановки объекта на кадастровый учет, определены законом "О государственной регистрации недвижимости".

Это происходит, к примеру, в тех случаях, когда объект недвижимости, сведения о котором уже содержатся в ЕГРН, продается, покупается, дарится или на него накладывается (или снимается) обременение.

Постановка на кадастровый учет без регистрации прав также возможна в исключительных случаях, определенных законом. Например, в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), или в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Какие принципиальные нововведения появились в процедурах регистрации прав и учета?

Нововведением законодательства является то, что у граждан появилась возможность подать одно заявление на проведение регистраци и прав и кадастров ого учет а в отношении одного и того же объекта . В этом случае оба действия будут выполнены одновременно .

Это очень удобно, особенно в случае земельных участков. К примеру, если собственник земельного участка продает его не целиком, а определенную часть. Раньше для продажи ему надо было либо продавать долю в праве на земельный участок, либо выделять сначала часть из своего участка (проводить межевание, ставить на кадастровый учет), и уже после постановки части земельного участка на кадастровый учет и внесения изменений в ЕГРП продавать образовавшуюся часть земельного участка. Сейчас достаточно выделить путем проведения межевания земельного участка определенную его часть, и вместе с подготовленным межевым планом и договором купли-продажи подавать документы на регистрацию перехода права и постановки на кадастровый учет.

Дом в законе: как оформить права на только что построенный загородный дом Загородный дом нужно строить не только по уму, но и по закону. Эксперты рассказали сайту "РИА Недвижимость" обо всех процедурах оформления индивидуального дома на каждом этапе его возведения.

Какие документы нужно собрать для подачи на регистрацию права собственности?

Для проведения регистрации прав и кадастрового учета необходимо подать заявление и пакет документов. С перечнем и формой необходимых документов можно ознакомиться на сайте Росреестра .

Примерный перечень документов:

Заявление на регистрацию права собственности (заполняется сотрудником Росреестра или МФЦ);

Документ основание для перехода права собственности (Договор купли-продажи, дарения, мены, Решение суда и прочие);

Доверенность на представителей (при подаче документов через представителей);

Квитанция на оплату государственной пошлины (2 тысячи рублей для физических лиц, 22 тысячи рублей для юридических лиц);

Согласно новому закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

Точный перечень документов зависит от вида и субъектов сделки.

Росреестр откроет онлайн-доступ к сведениям ЕГРН уже на этой неделе Информация о том, что Росреестр не смог в полной мере выполнить закон о запуске с 1 января 2017 года Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) появилась в СМИ в среду, и причиной для волнений стал закрытый доступ к ряду онлайн-сервисов. Представители Росреестра рассказали РИА Недвижимость, что ведомство приняло решение начать эксплуатацию системы в режиме покомпонентного ввода сервисов, и доступ к сведениям ЕГРН онлайн будет открыт уже на этой неделе.

Как изменилась процедура подачи документов на регистрацию?

Сама процедура государственной регистрации права и кадастрового учета для заявителей и правообладателей не усложнилась. Регистрация прав и кадастровый учет недвижимости осуществляется в том же порядке, что и до 1 января 2017 года.

Новый закон предусматривает несколько способов получения услуг: в электронном виде, а также при личном обращении в офис Федеральной кадастровой палаты Росреестра и многофункциональный центр "Мои документы".

Кроме того, получить документы по новому закону можно дистанционно путем курьерской доставки. Чтобы воспользоваться таким способом, нужно в момент подачи документов сделать в заявлении специальную отметку. В этом случае готовые документы доставят владельцу недвижимости в любое удобное для него место и время.

Изменения коснулись порядка подачи документов на кадастровый учет объектов недвижимости. Если ранее заявление о постановке на учет объекта недвижимости могло подать любое лицо, то сейчас новым законом установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них.

Так, согласно положениям закона заявление в отношении созданного (то есть построенного) объекта недвижимости может представить собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости.

Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, как и ранее, можно будет представить:

В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

В форме электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.

Выдача свидетельства о регистрации права собственности на недвижимое имущество прекращается в России с 15 июля. Росреестр призывает граждан не пугаться, ведь документ, подтверждающий сам факт регистрации, не отменяется – остается выписка. Специалисты ведомства разъяснили сайту "РИА Недвижимость", как будут работать новые изменения в законе, и как обращаться с выданными документами.

В Федеральный закон от 13.07.15 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ) в 2016 г. были внесены изменения Федеральным законом от 3.07.16 г. № 361-ФЗ. Большая часть измененных норм Закона № 218-ФЗ вступила в силу с начала 2017 г. В данной статье мы рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, части этого Закона, поскольку его положения и новые правила оформления права собственности и постановки на кадастр учитывают европейский опыт регистрации прав на недвижимое имущество и призваны улучшить систему учета недвижимого имущества в Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации, которая осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. В настоящее время такой порядок установлен Федеральным законом от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ). Именно на смену ему приходит новый Закон № 218-ФЗ.

Пункт 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ определяет понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество как юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Данное определение не претерпело особых изменений и аналогично тому, что содержится в ст. 2 ныне действующего Закона № 122-ФЗ. Согласно п. 5 ст. 1 Закона № 218-ФЗ госрегистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права и может быть оспорена только в судебном порядке.

Регистрацию проводит специальный уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти — Росреестр. Именно он осуществляет ведение государственного реестра и регистрацию прав на недвижимое имущество.

При госрегистрации фиксируется факт наличия недвижимости и приводятся ее характеристики (например, вид и тип недвижимости — дом, земельный участок и т. п., площадь, адрес расположения), сведения о том, кому принадлежит данная недвижимость (Ф.И.О. гражданина или наименование юридического лица, иные данные), а также есть ли обременения (ограничения в использовании, владении и распоряжении имуществом), например, в результате залога или аренды.

Единый реестр — благо?

Одним из основных нововведений стало формирование ЕГРН путем слияния баз Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН).

До 1 января 2017 г. оборот недвижимости в стране, по сути, подчинялся двойному регулированию. Так, постановка объекта на учет в ГКН требовала предоставление одного пакета документов, а регистрация прав на недвижимость другого. При этом гражданин или организация вынуждены были обращаться сначала в кадастровую палату, а потом в управление Росреестра, и у каждой из организаций были свои требования к документам, их оформлению, свой срок совершения регистрационных действий, что вынуждало участвовать в двух длительных процедурах. Создание единого реестра позволит сократить как время оформления документов, так и приведет к единообразию в требованиях. Итак, вкратце о новом.

Без привязки к территории. Документы будут принимать в любом подразделении Росреестра. До 1 января 2017 г. заявитель должен был обращаться в территориальный орган соответствующий расположению недвижимости. Теперь, если гражданин приобрел недвижимость в другом городе, ему не придется ехать туда для регистрации права — достаточно будет подать документы в ближайшее отделение в своем городе. Также заявление можно подать через МФЦ.

Меньше документов от юридических лиц. С 1 января 2017 г. юридические лица не обязаны представлять учредительные документы при регистрации права, как это было ранее. Теперь сотрудники Росреестра самостоятельно будут запрашивать необходимую документацию у органов, отвечающих за госрегистрацию юридических лиц.

Общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен и составит, при подаче документов в Росреестр:

5 рабочих дней — для кадастрового учета; 10 рабочих дней — в случае одновременного проведения учета и госрегистрации прав; 7 рабочих дней — для госрегистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

Установлен единственный случай отказа в приеме документов — если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт или доверенность на представителя организации).

Уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. В частности, к ним относятся:

несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату; наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав; если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату; в ЕГРН имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Установлены более продолжительные сроки приостановления госрегистрации прав:

три месяца — по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления); шесть месяцев — по инициативе заявителя, при этом в Законе № 218-ФЗ уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

Нотариус, как регистратор?

Нововведения в Закон № 218-ФЗ, вступившие в силу с 1 января 2017 г., прямо относят нотариусов к числу участников отношений, возникающих при осуществлении госрегистрации прав. При осуществлении госрегистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов достоверность нотариально удостоверенного документа проверяется государственным регистратором прав через единую информационную систему нотариата.

Нотариус является одним из лиц, по заявлению которого допускается госрегистрация прав на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета такого объекта, но только в том случае, когда такое право возникло на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия. Нотариус может направить такие документы посредством электронного отправления, в том числе в форме электронных образцов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом надо понимать, что при отправке документов нотариусом в электронном виде получить от него документ с отметкой о госрегистрации не получится, поскольку с 15 июля 2016 г. при регистрации собственности на недвижимость в России свидетельства больше не выдают.

Кто и за что несет ответственность

Особый интерес у граждан вызывает вопрос, кто и за что несет ответственность при осуществлении кадастрового учета и госрегистрации. Ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром, государственным регистратором и другими лицами.

Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

Также нововведениями в Закон № 218-ФЗ уточнены условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение. Компенсация за жилое помещение — единственное пригодное для постоянного проживания — выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону № 218-ФЗ условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ. Однако положение Закона № 218-ФЗ о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу только с 1 января 2020 г.

С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации.

В материале приведены основные изменения рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации прав на недвижимость. Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных законов или внесении в них изменений. Полагаем, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

1. Появится новый реестр недвижимости

Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП.
В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.
Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.
В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.

2. Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат

кадастровому учету и права на которые регистрируются
Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.
В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются, как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.
Учет единого недвижимого комплекса и госрегистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:
- завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;
- объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.
Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.
Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат госрегистрации.

3. Учитывать недвижимость и проводить госрегистрацию

прав на нее будет Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее вместе - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время госрегистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ.

4. Кадастровый учет объектов и госрегистрация прав будет
проводиться как одновременно, так и отдельно

4.1. Когда учет и госрегистрация осуществляются одновременно

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.
Согласно новому Закону, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и госрегистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной госрегистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и госрегистрации не предусмотрено.
Учет и госрегистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:
- создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной госрегистрации прав);
- образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);
- прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;
- образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации.

4.2. Когда учет и госрегистрация проводятся отдельно

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, госрегистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.
В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения госрегистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:
- создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом госвласти, местного самоуправления или корпорацией "Росатом" в порядке межведомственного взаимодействия;
- прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;
- изменение основных характеристик объекта.

5. Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом
учете недвижимости и госрегистрации прав

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и госрегистрация - одновременно или раздельно.
Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:
- собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и госрегистрации;
- орган госвласти, местного самоуправления или корпорация "Росатом", выдавшие разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной госрегистрации.
В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.
Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:
- в бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);
- в форме электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.
Новшеством Закона является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.
На сегодняшний день заявление о кадастровом учете подается по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о госрегистрации прав по общему правилу - по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. Такое положение содержалось в Законе о госрегистрации прав на недвижимость ранее, но было признано утратившим силу. Несмотря на это, на практике заявление и документы представляются также по месту нахождения недвижимости.

5.1. Отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.
На сегодняшний день юрлицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении госрегистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

5.2. Установлен единственный случай отказа в приеме документов

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).
Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о госрегистрации прав на недвижимость запрещен.

5.3. Уточнены случаи, при которых документы возвращаются без рассмотрения

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:
- несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;
- наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;
- отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав.
В настоящее время заявление о госрегистрации прав может быть возвращено в том числе:
- если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;
- в ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.
Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.

6. Сокращен общий срок кадастрового учета
и госрегистрации прав

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.
При подаче документов в Росреестр он составит:
- 5 рабочих дней - для кадастрового учета;
- 10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;
- 7 рабочих дней - для госрегистрации прав.
Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.
В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и госрегистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

6.1. В какой срок будет проводиться госрегистрация ипотеки

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для госрегистрации ипотеки жилых помещений.
Следовательно, госрегистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если госрегистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).
На сегодняшний день срок госрегистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

7. Уточнены основания приостановления кадастрового

учета и госрегистрации по решению госрегистратора

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация может быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).
Согласно действующему Закону о госрегистрации прав на недвижимость причинами приостановления, в частности, являются сомнения госрегистратора в наличии оснований для проведения госрегистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.
Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или госрегистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) госрегистрация прав приостановлены быть не могут.
Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и госрегистрации будет отказано.

7.1. Увеличены сроки, на которые приостанавливаются учет и госрегистрация

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления госрегистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.
Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:
- три месяца - по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);
- шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.
В настоящее время госрегистрация прав по решению госрегистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на три месяца.

8. Свидетельство о госрегистрации права выдаваться не будет

Согласно новому Закону кадастровый учет, госрегистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки - специальным регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.
На данный момент госрегистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о госрегистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

9. Кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться
без участия правообладателя

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:
- органы госвласти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;
- ФМС России - информацию об изменении сведений о физлице;
- ФНС России - информацию об изменении сведений об организациях и ИП;
- суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;
- нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.
При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

10. Кто и за что несет ответственность при осуществлении
кадастрового учета и госрегистрации

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром, госрегистратором и другими лицами.
Так, госрегистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.
Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

11. Уточнены условия выплаты компенсации за утрату
права на жилое помещение

Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.
Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 1 января 2020 г.

С 1 января 2017 года правила регистрации недвижимого имущества изменились. Связано это с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Узнать новые правила регистрации недвижимости с 2017 года будет интересно всем, а не только юристам, практикующим в соответствующей сфере. Ведь почти каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью регистрации прав на недвижимое имущество. Покупка квартиры, ипотека, наследование индивидуального жилого дома - все это требует совершения ряда действий для оформления своих прав на недвижимость.

Давайте же посмотрим, что изменилось и что нам несет новый закон о регистрации недвижимости в 2017 и последующие годы.

  • Общий обзор закона
  • Общий обзор закона

    Начнем с основ - зачем нужно регистрировать свои права, допустим, на квартиру?

    Для ответа на этот вопрос обратимся к ч. 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ.

    «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества».

    После прохождения определенной законом процедуры государство признает за гражданином, например, право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным недвижимым имуществом (т. е. право собственности).

    После продажи квартиры право собственности на него у продавца прекращается одновременно с регистрацией перехода этого права к покупателю.

    Также регистрации подлежат не только сами права, но и ограничения прав и обременения. Например, ипотека.

    Все это нужно для определенности правового статуса объектов недвижимости и обеспечения контроля за законностью совершаемых с недвижимым имуществом сделок и в интересах их участников, и в интересах всех остальных.

    Закон № 218-ФЗ примечателен тем, что подходит к оформлению прав на недвижимое имущество более системно, чем это было раньше. Он одновременно регулирует и отношения по кадастровому учету и по государственной регистрации прав на недвижимость.

    Раньше эти отношения регулировались соответственно Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Новый закон во многом упрощает регистрационные процедуры через объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН).

    На их основе создается единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который состоит из следующих элементов (ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ):

    1. реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
    2. реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
    3. реестр границ;
    4. реестровые дела;
    5. кадастровые карты;
    6. книги учета документов.

    Процедуры учета объектов недвижимости и регистрация прав на них теперь осуществляются одним органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

    Раньше кадастровый учет осуществляли кадастровые палаты, подчиненные Росреестру. Соответственно человек сначала должен был обратиться в кадастровую палату, поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Только после этого он мог заняться регистрацией прав, обратившись в Росреестр.

    Две процедуры, два органа, два комплекта документов... Неудобно же, согласитесь?

    А теперь процесс оформления прав упрощается, орган один, комплект документов один, время экономится, лишние нервы не тратятся (нервы вообще лишними не бывают, я так скажу).

    Теперь подробнее о самом порядке регистрации.

    Порядок регистрации прав

    Государственная регистрация прав и кадастровый учет объекта недвижимости становятся единой процедурой. Она осуществляется на основании заявления и определенного комплекта документов, подаваемых в Росреестр.

    Кроме заявления основаниями для регистрации прав могут быть:

    1. акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления;
    2. договоры и иные сделки в отношении объекта недвижимости;
    3. акты о приватизации жилых помещений;
    4. свидетельства о праве на наследство;
    5. вступившие в силу судебные акты;
    6. акты о правах на недвижимое имущество;
    7. межевой, технический план, акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ;
    8. схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления в безвозмездное пользование и расположенного на территории Дальневосточного федерального округа;
    9. иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение права, ограничение или обременение объекта недвижимости, наступление иных обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе.

    Хотя Закон № 218-ФЗ и предусматривает процедуру одновременной государственной регистрации права и кадастровый учет объекта, они могут осуществляться и раздельно. Это кадастровый учет без государственной регистрации права и наоборот.

    Каждый из трех вариантов осуществляется в своих строго определенных случаях.

    Для одновременного предоставления двух услуг случаев установлено не так уж и много:

    • создание объекта недвижимости, для которого не требуется разрешения на ввод в эксплуатацию;
    • образование объекта недвижимости (есть три исключения, предусмотренных п. 8 - 10 ч. 5 ст. 14 Закона № 218-ФЗ);
    • прекращение существования объекта недвижимости;
    • государственная регистрация ограничений и обременений.

    Во всех остальных случаях действия по регистрации права и кадастровому учету осуществляются раздельно.

    Например, для большинства объектов недвижимости, в частности многоквартирных жилых домов, требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.

    В этом случае орган, уполномоченный на выдачу разрешения, направляет в Росреестр само разрешение, заявление о кадастровом учете и иные необходимые документы.

    Росреестр на основании этих документов ставит объект недвижимости на кадастровый учет.

    Уже после этого правообладатель (например, застройщик) самостоятельно регистрирует свое право на объект.

    При переходе права собственности осуществлять постановку недвижимого имущества на кадастровый учет не требуется. Такой учет уже осуществлен, требуется только зарегистрировать переход права собственности.

    Место и сроки регистрации прав

    Раньше заявление нужно было подавать в территориальный орган Росреестра или кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

    Теперь это правило не действует. Заявление о кадастровом учете и регистрации прав можно подать в любое удобное подразделение Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ).

    Сроки осуществления регистрационных действий следующие:

    • при одновременной постановке на кадастровый учет и регистрации прав через Росреестр — 10 рабочих дней, через МФЦ - 12 рабочих дней;
    • регистрация права через Росреестр - 7 рабочих дней, через МФЦ - 9 рабочих дней;
    • постановка на кадастровый учет через Росреестр - 5 рабочих дней, через МФЦ - 7 рабочих дней.

    Также в ч. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ установлены сроки для регистрационных действий, осуществляемых на основании разного рода судебных актов или актов уполномоченных органов, свидетельства о праве на наследство, для регистрации ипотеки и т. д.

    Подтверждающие документы и остальные новшества

    Свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество больше не выдаются.

    Документом, подтверждающим право собственности на недвижимость, является выписка из ЕГРН. Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 предусмотрено несколько форм выписок:

    • об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
    • о переходе прав на объект недвижимости;
    • о правах отдельного лица на имевшиеся или имеющиеся у него объекты недвижимости;
    • о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов

    Выписка может быть предоставлена Росреестром как в бумажной форме, так и в форме электронного документа. Сроки получения выписок также сократились. Как правило выписка выдается в течение не более трех рабочих дней.

    Это позитивный момент. Негативный - за предоставление выписки из ЕГРН придется заплатить, причем цены на них по сравнению с ценами на выписки из ЕГРП выросли.

    Тарифы утверждены Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291. Стоимость выписки об объекте недвижимости составляет:

    • за бумажный документ - 750 руб. для физических лиц, 2 200 руб. — для юридических лиц;
    • за электронный документ - 300 руб. для физических лиц и 600 руб. для юридических.

    При желании можно заказать курьерскую доставку выписки. Разумеется за дополнительную оплату.

    Что еще стоит отметить?

    Появился . Что это такое и каким образом регистрируются права на них у меня есть отдельная статья, ссылка есть, останавливаться на этом здесь не будем.

    Кадастровый учет и регистрация права могут проводиться без участия заявителя, поскольку сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия.

    Например, МВД России обязано направлять информацию об изменении сведений о физическом лице, нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство, ФНС России - информацию об изменении сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и т. д.

    Если в Росреестр поступают соответствующие документы в порядке межведомственного взаимодействия, то он просто на их основании вносит сведения в ЕГРН и уведомляет об этом правообладателя.

    Изменений произошло много. Многие процедуры упростились. С другой стороны некоторые моменты стали сложнее. Например, оснований для приостановления регистрационных действий стало больше, чем раньше. Также появились основания для отказа в приеме документов от заявителя, которых раньше вообще не было.

    Таковы основные изменения в регистрации недвижимости с 2017 года, которые будут действовать, надеюсь, еще долгие годы.

    Если есть дополнительные вопросы по теме, задавайте в комментариях (если ответа нет 1-2 дня - это нормально, в течение недели обязательно отвечу). Обязательно подписывайтесь на мою . Мой Telegram-канал тоже всегда к вашим услугам.

    До встречи в следующих статьях!

    С 2017 года вступает в действие новый закон, регулирующий регистрацию недвижимости. Нововведения создадут единый механизм, в рамках которого будет осуществляться кадастровый учет и госрегистрация прав. В результате будет запущен механизм, позволяющий упростить процесс регистрации собственности.

    Новый закон о регистрации недвижимости в 2017 году

    В рамках нового закона создается Единый госреестр недвижимости (ЕГРН). Данный реестр объединит информацию из кадастра недвижимости и Единого госреестра прав на недвижимость. В результате ЕГРН будет включать:

    • кадастр и кадастровые карты;
    • реестр прав, книги учета и реестровые дела;
    • реестр границ (включая территории, которые имеют особое использование);

    Функции регистрации прав и соответствующего учета объектов возлагаются на представителей Росреестра. При этом нововведения предусматривают одновременное прохождение всех процедур, что значительно упрощает процесс.

    Подавать документы для прохождения необходимой процедуры можно в двух формах:

    1. Бумажной – лично или по почте в органы Росреестра; с использованием услуг многофункционального центра; уполномоченному лицу.
    2. Электронной – через сайт Росреестра или соответствующий портал госуслуг.

    Реестр будет вестись преимущественно в электронном виде, что повысит защиту и сохранность сведений. Ранее внесенные данные не будут удаляться, в ЕГРН будут храниться все версии изменений и правок реестров. Данная норма распространяется и на реестровые дела. Реестр в неэлектронном виде возможен только в особых случаях – документы поданы в бумажной форме, при этом у представителей госорганов отсутствуют оригиналы.

    Выписка из ЕГРН будет подтверждать кадастровый учет или госрегистрацию перехода прав. При этом соответствующая надпись на документе будет свидетельствовать о регистрации договора. Новый закон не предусматривает дополнительное удостоверение, которое подтверждает кадастровый учет или госрегистрацию.

    Дополнительные преимущества

    Законодатели предусмотрели механизм межведомственных взаимодействий, что сведет к минимуму участие правообладателя. Внесение изменений в реестр, которые осуществляются в силу закона (в т.ч. судебные акты), будут проходить без дополнительного уведомления. Информация в Росреестр поступит из соответствующего ведомства.

    Новый закон позволяет при личном обращении подавать сведения без привязки к месту нахождения объекта. Желающий пройти процедуры госрегистрации сможет обратиться в удобное подразделение Росреестра или МФК.

    Еще одним изменением стало двукратное сокращение сроков для прохождения всех необходимых процедур. В течение 5 рабочих дней после подачи документов будет осуществляться кадастровый учет, аналогичный срок предусмотрен для госрегистрации прав. Данный период будет увеличен на 2 раб. дня для получения кадастра и на 4 раб. дня для госрегистрации прав, если сведения подаются не напрямую, а с помощью многофункционального центра. Существует возможность одновременно осуществить два процесса, при этом общий срок исполнения составит 10 раб. дней (12 раб. дней в случае оформления через МФЦ). Предельных срок оформления не зависит от формы подачи документов.

    Закон уточняет ответственность Росреестра, если была допущена ошибка или незаконно отказано в регистрации. При этом Росреестр сможет выставить регресс, если виновником данной ситуации стал другой орган.

    Кроме того, новый закон описывает условия для однократной компенсации собственнику жилья, который в силу объективных причин не может его истребовать от добросовестного приобретателя. Данная выплата будет финансироваться из средств федерального бюджета и не может превышать 1 млн руб.

    Нововведения в законе о регистрации недвижимости в 2017 году

    С 2017 года вносятся существенные изменения в процесс регистрации недвижимости, что отражается в новом законе. В результате создается ЕГРН, который объединит информацию по учету кадастра и реестру прав собственности. Нововведения упростят процесс прохождения регистрации:

    1. Вдвое сокращаются сроки регистрации и получения кадастра.
    2. Подать необходимые документы можно в бумажной или электронной форме. При этом не обязательно привязываться к месту расположения (при условии личного обращения), что делает подачу сведений более удобной.
    3. Взаимодействия между различными ведомствами позволят вносить изменения по судебным актам без уведомления со стороны правообладателя.
    4. Уточнена ответственность Росреестра в случае совершения ошибок или незаконного отказа в регистрации.
    5. Информация не удаляется из базы данных ЕГРН.

    В результате регистрация недвижимости будет проходить по упрощенной процедуре, и станет доступнее для большего количества желающих воспользоваться данным механизмом.