Нормативное регулирование аудиторской деятельности в рф. Государственное регулирование аудиторской деятельности

До принятия Временных правил аудиторская деятельность в России развивалась усилиями энтузиастов этого дела, как было сказано выше, с ориентацией на зарубежные стандарты бухгалтерского учёта и аудита. Госбанк России, Росстехнадзор РФ, учитывая, что соответствующие законы обязывали проводить ежегодную аудиторскую проверку отчётов коммерческих банков и страховых организаций, стремились организовать их аудирование. Этим и ограничивалось государственное регулирование аудитом.

Организацию государственного регулирования аудиторской деятельности Временными правилами возложена на Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. В положении о комиссии установлено, что она является коллегиальным органом и осуществляет свою работу на безвозмездной основе. Комиссия осуществляет систему мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг, а также защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторских фирм и аудиторов. Она на основе законодательства разрабатывает проекты нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, содействует реализации Временных правил, обобщает практику их применения по запросам, даёт разъяснения применения Временных правил.

Комиссия имеет право представлять на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проекты нормативных актов об аудите, разрабатывать стандарты аудиторской деятельности, направлять аудиторам и аудиторским фирмам обязательные для исполнения предписания об устранении ими нарушений законодательства в области аудиторской деятельности, определять перечень ведущих учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов. Как видно из перечисленных выше основных направлений деятельности комиссии, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном сводится к работе с нормативными актами, их подготовке и исполнению, организации обучения, аттестации и лицензированию аудиторов. Правовое обеспечение деятельности комиссии возложено на Государственно-правовое управление администрации Президента Российской Федерации, консультант которого является заместителем председателя комиссии. Состав комиссии утверждается Президентом Российской Федерации. Она состоит из высших должностных лиц Министерства финансов РФ, Банка России, Государственной налоговой службы РФ, Росстехнадзора РФ, антимонопольного комитета РФ и аппарата Правительства РФ.

Описанная форма организации аудиторской деятельности возможна и целесообразна лишь на начальном этапе. В дальнейшем она должна быть изменена. Руководством развития аудита должны заниматься сами аудиторы. Возложение на Министерство финансов РФ, Банк России и Росстехнадзор РФ организации конкретной работы по выдаче аттестатов и лицензий, контроля за деятельностью аудиторов, содержание аппарата центральных аттестационно-лицензионных комиссий за счёт средств федерального бюджета лишают возможности иметь федеральную аудиторскую палату, состоящую из профессиональных аудиторов, научных работников академических институтов и преподавателей высших учебных заведений экономического и юридического профиля. Высшие должностные лица, составляющие ныне комиссию по аудиторской деятельности, выражают и представляют интересы государства, а не предпринимателей, включая и аудиторов. Не случайно, что интересы государства выходят на первое место при обсуждении ответственности аудитора в случае установления неквалифицированного проведения аудиторской проверки.

В будущем необходимо наряду с подготовкой закона об аудиторской деятельности иметь отдельный закон о контрольно-ревизионной службе, как это уже сделано на Украине. Тогда контрольно-ревизионные органы Министерства финансов РФ, ревизионные службы других министерств и ведомств получили бы законодательное обоснование и имели бы правовой статус, отвечающий современным реалиям и аспектам рыночной экономики, где преобладающими являются частные предприятия. Разграничение функций вневедомственного и ведомственного финансового контроля позволит более чётко определить и сферу аудита, в том числе обязательного.

Аудиторы и аудиторские фирмы могут в соответствии с законом образовывать аудиторские союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью. Федеральная аудиторская палата, состоящая из аудиторов, аудиторских фирм и аудиторских объединений на правах членства, могла бы взять на себя руководство аудиторской деятельностью в России взамен ныне существующей комиссии. Возможно, цели, основные направления деятельности, права и обязанности федеральной аудиторской палаты в будущем будут предусмотрены в законе об аудиторской деятельности.

Система государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ действует в настоящее время следующим образом:

1 -> 9 -> 10

1 – Международный координационный комитет по проблемам учета, аудита и подготовки кадров.

9 – Государственная дума

2 – Правительство

10 – Комитет по бюджету и налогу

3 – Министерство финансов РФ

5 – Департамент регулирования бухгалтерского учета и аудита

4 – Совет по аудиторской деятельности при МинФин’е

6 – Саморегулируемые организации аудиторов

7 – Аудиторские организации

8 – Индивидуальные аудиторы.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется МинФин’ом РФ.

Функции МинФина:

5. Выработка государственной политики в области аудита;

6. Нормативное правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности (приказы МинФина, постановления правительства), в том числе утверждение федеральных правил (стандарты аудиторской деятельности);

7. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудита, а также контролирование экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций.

8. Анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ. В целях обеспечения общественных интересов при МинФине создан Совет по аудиторской деятельности.

Важнейшие функции Совета по аудиторской деятельности:

5. Принимает участие в подготовке и представительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;

6. Разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органам;

7. Рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

8. Осуществляет иные функции в соответствии с положением о Совете по аудиторской деятельности.

Состав Совета утвержден МинФином. В него входят:

5. 10 представителей пользователей бухгалтерской отчетности;

6. 2 представителя МинФина;

7. По одному представителю Центрального Банка, Министерства экономического развития и федеральной службы по финансовым рынкам;

8. 2 представителя от саморегулируемой организации аудиторов.

Председателем Совета избирается представитель пользователей бухгалтерской отчетности.

14. Саморегулируемые организации аудиторов (СОА): понятие и функции.

СОА – некоммерческая организация, созданная на условиях членства для обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Для внесения в государственный реестр саморегулирующей организации аудиторской деятельности организация должна соответствовать следующим требованиям:

1. Члены организации должны быть не менее 700 физических лиц или не менее 500 аудиторских организаций;

2. Наличие утвержденных правил контроля качества работы членов саморегулируемой организации и кодекса профессиональной этики;

3. Обеспечение организации дополнительной имущественной ответственности каждого её члена перед потребителями аудиторских услуг посредством формирования компенсационного фонда.

СОА занимается следующими вопросами:

1. Участие в создании финансирования и деятельности единой аттестационной комиссии;

2. Сообщение в МинФин сведений об применениях в своём составе не позднее 7 рабочих дней со дня возникновения подобных изменений;

3. Сообщать в МинФин о дополнительных требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией в своих стандартах и дополнительных формах профессиональной этики.

4. Представление в МинФн отчета о соблюдении требований законодательства в части регулирования аудиторской деятельности;

5. Подтверждение соблюдения аудиторами, являющимися членами этой СОА, требований об обучении по программам повышения квалификации.

Обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности в СОА проводится аудиторской организацией, являющейся членом другой СОА.

Функции государственного контроля за деятельностью СОА осуществляет МинФин РФ.

Предметом государственного контроля за деятельностью СОА является соблюдение СОА требований законодательства в части регулирования аудиторской деятельности.

Государственный контроль за деятельностью СОА осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года в соответствии с утвержденным графиком. Основанием для внеплановых проверок являются жалобы на деятельность СОА поданные в МинФин.

В случае выявления нарушений требований законодательства со стороны СОА МинФин может:

Вынести предупреждение о недопустимости нарушения требований законодательства;

Вынести предписание, обязывающее СОА устранить выявленные нарушения с установленным сроком устранение нарушения;

Вынести решение об исключении сведений о данной организации из государственного реестра СОА.

Ведение государственного реестра СОА осуществляется МинФином РФ. Существует также реестр аудиторов и аудиторских организаций - систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций, который ведут СОА в отношении своих членов. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций по каждой СОА хранится в МинФине.

15. Аудиторские организации: понятие и требования к членству в СОА.

Аудиторская организация – это коммерческая организация являющаяся членом одной из СОА.

Аудиторская организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с датой внесения сведений о ней в реестр СОА, членом которой такая организация является.

Аудиторская организация должна отвечать следующим требованиям для внесения записей о ней в реестр СОА:

1. Она может быть создана в организационно-правовой форме, кроме ОАО;

2. Численность аудиторов, являющимися работниками аудиторской организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;

3. Доля уставного капитала аудиторской организации принадлежащая индивидуальному аудитору или другим организациям должна быть не менее 51%;

4. Численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе аудиторской организации должна быть не менее 50% состава данного исполнительного органа. Лицо являющееся единолично возглавляющим аудиторскую организацию также должно быть аудитором;

5. Безупречной деловой репутацией;

6. Наличие и соблюдение правил внутреннего контроля качества работы;

7. Уплата взносов саморегулируемую организацию;

8. Уплата взносов в компенсационный фонд в СОА.

Аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СОА.

Аудитор может являться работником аудиторской организации на основании трудового договора, работать на основании рудового договора гражданско-правового характера между ним и аудиторской организацией, а также в качестве ИП без образования аудиторского лица.


Похожая информация.


Государственное регулирование деятельности аудиторских организаций производится вступившим в силу Федеральным законом «Об аудиторской деятельности » (далее Закон). Аудит осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, который является документом высшего регулирования.

В схему регулирования аудиторской деятельности в России вводится уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности - Министерство финансов РФ, функции которого определяет «Положение о федеральном органе».

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создан Совет по аудиторской деятельности, в состав которого включаются представители федеральных органов исполнительной власти , осуществляющих регулирование деятельности организаций, подлежащих аудиту. Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в Совете должны составлять не менее 51 % общего состава Совета, что позволит представителям профессии активно участвовать в подготовке и принятии решений.

Важным требованием развития профессии является введение Законом института аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые будут играть значительную роль в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного проведения контроля за качеством аудиторских услуг («Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения»).

Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности регламентируется Законом «Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности».

Новой нормой регулирования аудиторской деятельности является требование о страховании аудиторскими организациями риска ответственности за нарушение договора при проведении обязательного аудита.

На уровне государственного регулирования аудита для повышения его качества проведена стандартизация аудиторской деятельности: разработаны и утверждены Правительством РФ федеральные правила (стандарты) аудита, положениям которых должны следовать все представители этой профессии. Основное назначение правил состоит в закреплении единых основополагающих принципов, определяющих нормативные требования к проведению и оформлению аудита.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности.

Законом предусмотрен жесткий контроль качества работы аудиторских организаций (аудиторов). Статья 21 посвящена ответственности за нарушение законодательства РФ об аудите.

С принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» российские аудиторы получили уточненную правовую базу. Эффективная реализация Закона должна способствовать дальнейшему развитию и укреплению аудита в России.

При проведении аудиторской проверки необходимо также руководствоваться Федеральным законом «О бухгалтерском учете », ГК РФ и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит во всех странах достаточно жестко регулируется. В некоторых из них, например во Франции, в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В других странах (США, Великобритании) этот процесс регулируется общественными профессиональными аудиторскими организациями.

В Российской Федерации для регулирования аудиторской деятельности согласно закону об аудиторской деятельности создается уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности.

Функции федерального органа осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Положение о федеральном органе утверждает Правительство РФ.

Основные функции уполномоченного федерального органа:

    издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

    организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

    организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;

    организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

    контроль за соблюдением аудиторскими организациями(аудиторами) федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

    определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций (аудиторов) и финансовой отчетности;

    ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров;

    аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

Свет по аудиторской деятельности:

    принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;

    разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

    рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на уполномоченного федерального органа;

    осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.

Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений.

В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка РФ и пользователей аудиторских услуг.

Из основных функций уполномоченного федерального органа и совета по аудиторской деятельности видно, что важное значение имеют разработка и внедрение в практику стандартов аудиторской деятельности.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности – это нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и к оценке их квалификации.

Аудитору предоставлена возможность и право самому определять методы проведения проверки и выражать свое мнение в аудиторском заключении о достоверности финансовой отчетности экономического субъекта. Но высказывая личное мнение, аудитор свою деятельность должен осуществлять в соответствии с определенными профессиональными правилами, выработанными с помощью обобщения международного и национального опыта. Такими правилами, описывающими основополагающие приемы и принципы, которыми необходимо руководствоваться аудитору при проведении проверки, и являются стандарты аудиторской деятельности.

Применение правил (стандартов) аудиторской деятельности обеспечивает признаваемость российского аудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономической информации.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» предусмотрены следующие основные функции государственного регулирования аудиторской деятельности:

  • выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности. Основные направления государственной политики в области аудиторской деятельности определяются программными и плановыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Поскольку институт аудита является инфраструктурным элементом рыночной экономики, то государственная политика в области аудиторской деятельности направлена, прежде всего, на создание и поддержание условий и предпосылок последовательного и успешного исполнения институтом аудита присущих ему функций в экономике, а именно: повышение доверия участников гражданского общества к информации, представляемой им экономическими субъектами. Помимо этого проводимая государственная политика направлена на развитие национального рынка аудиторских услуг, укрепление национальных аудиторских организаций, формирование национального кадрового потенциала аудиторов, поддержание национальных профессиональных институтов аудиторов;
  • принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных указанным Федеральным законом. Нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности предусматривает, прежде всего, издание нормативных правовых актов, которыми осуществляется регулирование отношений, возникающих при осуществлении аудиторской деятельности, в том числе стандартов аудиторской деятельности;
  • ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов. Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов является федеральной информационной системой, содержащей сведения о некоммерческих организациях, получивших статус саморегулируемых организаций в сфере аудиторской деятельности;
  • ведение контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций – свод реестров аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов (систематизированных перечней аудиторов и аудиторских организаций). Контрольный экземпляр реестра предназначен для удовлетворения информационных потребностей потребителей аудиторских услуг и иных заинтересованных лиц;
  • анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
  • участие в создании единой аттестационной комиссии и ее деятельности. Единая аттестационная комиссия проводит квалификационные экзамены на получение квалификационного аттестата аудитора. Минфин России определяет порядок создания Единой аттестационной комиссии, порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена. Представитель Минфина России участвует в коллегиальном органе управления Единой аттестационной комиссии;
  • обеспечение работы Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа. Совет по аудиторской деятельности создается в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Совет по аудиторской деятельности призван выполнять функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности. Совет по аудиторской деятельности является институтом независимого от аудиторской профессии надзора за развитием этой профессии. Минфин России утверждает состав Совета по аудиторской деятельности, осуществляет организационно-техническое обеспечение его деятельности, а также административное оформление вынесенных им решений;
  • осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов. Предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов является соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального

    закона «Об аудиторской деятельности»

    и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.