Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в российской федерации.

СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

К.А. КОНЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Правовая регламентация бухгалтерского учета играет важнейшую роль в экономической жизни России, поскольку единообразный и достоверный подход к объективному отражению фактов хозяйственной жизни субъектов экономической деятельности существенно влияет на финансово-хозяйственную деятельность не только самой организации, но и государства в целом.

С 01.01.2013 действует Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ), нормы которого существенно отличаются от положений утратившего силу Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ). В Федеральном законе № 402-ФЗ помимо прочих существенных новелл изменилась и дефиниция бухгалтерского учета, которую, по нашему мнению, сложно применять в научном и деловом обороте. Используя формулировки Федерального закона № 402-ФЗ (ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2, ст. 5), мы предлагаем следующую дефиницию: «Бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации экономическим субъектом о фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, источниках финансирования его деятельности, доходах, расходах, иных объектах в случае, если это установлено федеральными стандартами, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом № 402-ФЗ, и составление на этой основе бухгалтерской (финансовой) отчетности».

* Статья публикуется по материалам журнала «Международный бухгалтерский учет». 2014. № 16 (310).

Согласно ст. 4 Федерального закона № 402-ФЗ законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона № 402-ФЗ, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Согласно Федеральному закону № 129-ФЗ законодательство состояло из самого Федерального закона № 129-ФЗ, других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.

Правовые нормы, регламентирующие бухгалтерский учет, содержатся в различных нормативных правовых актах, которые имеют как прямое отношение к сфере бухгалтерского учета, так и (в большинстве случаев) являются комплексными и содержат нормы, касающиеся различных сфер деятельности организации.

Прежде чем перейти к рассмотрению обозначенной проблемы, остановимся на толковании основных понятий.

Законодательство - это структурно упорядоченная совокупность нормативных правовых актов, находящихся между собой в определенном устойчивом соотношении, форма выражения объективного права . Понятие «законодательство» включает в себя совокупность конкретных нормативных правовых актов. Мы выделили три подхода к решению вопроса, какие акты включаются в законодательство.

Первый подход содержится в работах . Здесь под законодательством понимается совокупность действующих в данной стране нормативных правовых актов.

Такой подход в настоящее время наиболее распространен, сейчас, в частности, применяется

в компьютерной справочной правовой системе «КонсультантПлюс».

При втором подходе в состав законодательства включаются законодательные акты (законы), нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.

Так интерпретирует содержание законодательства Федеральный закон от 14.06.1994 N° 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», которым установлен источник официального опубликования этих актов - «Собрание законодательства РФ».

Третий подход встречается в работах . Здесь дефиниция «законодательство» понимается в собственном значении этого слова, т.е. под термином «законодательство» подразумеваются только нормативные правовые акты, принятые представительными (законодательными) органами государственной власти (собственно законы).

Как видим, первому подходу соответствует состав законодательства, регулирующего бухгалтерский учет согласно Федеральному закону № 402-ФЗ, второму подходу к пониманию термина «законодательство» соответствовал Федеральный закон № 129-ФЗ.

Бухгалтерский учет регулируется совокупностью значительного количества нормативных правовых актов. В этой совокупности каждый акт действует во взаимной связи с другими нормативными правовыми актами. Взаимная согласованность нормативных правовых актов осуществляется двумя способами :

1) установлением каждому государственному органу четких пределов его правотворческой деятельности. Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты определяют, какие акты может принимать тот или иной орган государства, по какому кругу вопросов и в какой форме;

2) последовательным проведением иерархической связи между нормативными правовыми актами. Эта связь выражается в том, что каждый нормативный правовой акт не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящего правотворческого органа.

В литературе приводятся разнообразные определения нормативного правового акта. Однако, по нашему мнению, официальным (т.е. содержащимся в официальных документах) следует считать и ис-

пользовать в научном и деловом обороте следующее определение, приведенное и рекомендованное к использованию в приказе Минюста России от 04.05.2007 № 881: «Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение».

Совокупность нормативных правовых актов, регулирующих тот или иной вопрос, образует, как правило, многоуровневую систему. Ранжированные по юридической силе нормативные правовые акты образуют структурные ряды (уровни) этой системы, где каждый из ее элементов занимает строго определенное место. Взаимосвязь между нормативными правовыми актами различных уровней зависит от того, в чьей компетенции находится регулирование того или иного вопроса. Конституция РФ устанавливает предметы ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов, предметы ведения субъектов РФ. В Конституции РФ установлены способы разрешения противоречий между нормативными правовыми актами и другие вопросы нормотворчес-кой деятельности в РФ. Единство правовой основы структурных рядов позволяет рассматривать их как единое целое, как систему нормативных правовых актов РФ.

Система нормативных правовых актов в РФ представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативных правовых актов, принимаемых компетентными правотворческими органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик и уставами субъектов РФ .

Действующая система нормативных правовых актов, регламентирующих бухгалтерский учет, имеет многоуровневый характер. В литературе по бухгалтерскому учету нормативные правовые акты в зависимости от назначения и статуса в основном разделены на следующие четыре уровня : - первый уровень составляют федеральные законы (Федеральный закон № 402-ФЗ и др.), указы

1 Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: приказ Минюста России от 04.05.2007 № 88.

Президента РФ, постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

Ко второму уровню относятся положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты);

Третий уровень представляют методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина России и других министерств и ведомств, на то уполномоченных;

На четвертом уровне находятся рабочие документы самой организации.

В некоторых научных источниках по бухгалтерскому учету приводится иная система нормативных правовых актов . Однако, по нашему мнению, общим недостатком является то, что к одному уровню относятся нормативные правовые акты, различные по юридической силе.

В литературе по юриспруденции система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета иная . Здесь нормативные правовые акты представлены исходя из их юридической силы. Однако и в этих источниках, по нашему мнению, имеются неточности - представлены не все уровни.

В связи с изложенным возникла насущная потребность в уточнении системы нормативного правового регулирования бухгалтерского учета и структурировании нормативных правовых актов по их юридической силе.

В настоящее время отсутствует официальное определение понятия «система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета». Используя уже сложившуюся формулировку «система нормативных правовых актов», приведенную выше, предлагаем следующую дефиницию, сформулированную нами: «Система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативных правовых актов, принимаемых компетентными правотворческими органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ и имеющих в своем составе нормы, прямо или косвенно устанавливающие единые требования к бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Прежде чем уточнить систему нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, следует рассмотреть нормативно-правовое регулирование в РФ и иерархическую структуру нормативных

правовых актов в РФ, так как нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета является его составной частью.

В связи с тем, что официальный бухгалтерский учет находится в ведении РФ (п. «р» ст. 71 Конституции РФ), иерархическая структура нормативных правовых актов будет рассмотрена только для предметов, относящихся к ведению РФ2. Она имеет следующий вид с учетом включения международных договоров .

Первый уровень представлен Конституцией РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Согласно ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Второй уровень. Особое место в нормативно-правовом регулировании занимают международные договоры. Россия признает международные договоры частью своей правовой системы. Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В литературе отсутствует единая точка зрения, в каком ряду иерархии нормативных правовых актов находятся международные договоры. Мы согласны с точкой зрения ряда авторов, например Е.Ю. Грачевой, Е.И. Арефкиной и др. , относящих международные договоры к уровню между Конституцией РФ и федеральными конституционными законами (следующий за Конституцией РФ уровень).

Таким образом, ко второму уровню мы относим международные договоры РФ.

Третий уровень представлен федеральными конституционными законами.

Закон - это нормативный правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий

2 По вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, по предметам ведения субъектов РФ указанная структура будет другой.

наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны . Законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума. Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные . В действующем федеральном законодательстве конституционные законы называются федеральными конституционными законами, обыкновенные законы - федеральными законами (согласно Конституции РФ).

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 108) и обладают более высокой юридической силой по сравнению с федеральными законами.

Четвертый уровень составляют федеральные законы.

Федеральные законы не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. На основе законов и во исполнение их издаются нормативные правовые акты, которые называются подзаконными. Они принимаются органами или должностными лицами исполнительной власти (органами государственного управления), регулируют общественные отношения, нуждающиеся в правовом опосредовании (за исключением наиболее значимых отношений, которые регулируются законами), а также развивают, конкретизируют, детализируют законы. Следовательно, следующие уровни (с пятого и ниже) составляют подзаконные нормативные правовые акты.

К пятому уровню относятся указы и распоряжения Президента РФ, что вытекает из его конституционного статуса как главы государства. Указы и распоряжения Президента РФ являются обязательными для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам (ч. 2, 3 ст. 90 Конституции РФ).

Шестой уровень представляют постановления и распоряжения Правительства РФ, которые обязательны для исполнения и не могут противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ, а в случае такого противоречия они могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Седьмой уровень. Акты данного уровня юристы делят на два вида: ведомственные нормативные правовые акты и нормативные документы . Действующая Конституция РФ не регламентирует нормативно-правовую деятельность федеральных органов исполнительной власти. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (далее - Правила № 1009) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается (пп. 1, 2 Правил № 1009).

Следовательно, письма и телеграммы не являются нормативными правовыми актами и носят информационный характер, в которых выражается точка зрения федерального органа исполнительной власти по тому или иному вопросу. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими (п. 3 Правил № 1009). Нормативный правовой акт считается изданным совместно, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) нескольких федеральных органов исполнительной власти и иных органов (организаций) (ч. 2 п. 4 Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации)3.

Чтобы исключить практику принятия и введения в действие общеобязательных нормативных правовых актов, нарушающих права и свободы граждан и иных лиц, все они должны пройти регистрацию в Минюсте России. К общеобязательным относятся акты, которые носят межведомственный характер и распространяют свое действие на граждан и организации. Правом такого издания обладают Минфин России, Минюст России, Минобрнауки России, МВД России, ФНС России, другие ведомс-

3 Утверждены приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

тва, в компетенцию которых входит осуществление функций межотраслевого управления.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти могут быть отменены Правительством РФ.

Нормативным документом называется совокупность инструктивных материалов, устанавливающих какие-либо правила, нормы, нормативы. Как правило, нормативные документы вводятся в действие нормативными правовыми актами об их утверждении .

Банк России издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций (ст. 7 Федерального закона от 10.06.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Восьмой уровень составляют нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

К девятому уровню относятся нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

На десятом уровне находятся локальные акты, принимаемые в пределах полномочий конкретных организаций.

Исходя из описанной выше иерархической структуры нормативных правовых актов, рассмотрим нормативные правовые акты, относящиеся к бухгалтерскому учету, и расположим их по структурным рядам. Не будем указывать, имеет ли тот или иной нормативный правовой акт прямое или косвенное отношение к бухгалтерскому учету, так как деление носит субъективный характер.

Первым уровнем является Конституция РФ, устанавливающая, что официальный бухгалтерский учет относится к ведению РФ (п. «р» ст. 71).

Сюда же, по нашему мнению, можно отнести следующие статьи Конституции РФ:

1) ст. 7, согласно которой «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ч. 1, 2)4;

4 Часть 2 ст. 7 Конституции РФ включена в Трудовой ко-

декс РФ (ТК РФ).

2) ст. 37, в которой определено, что «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск» (ч. 1-5);

3) ст. 39, согласно которой «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» (ч. 1-3).

Нормы перечисленных выше статей (ст. 7, 37, 39) определяют трудовые отношения между работодателем и работником, оплату труда работников, регламентируют вопросы социального страхования и обеспечения; реализованы в ТК РФ и некоторых других законах. В бухгалтерском учете применяются в учете труда и его оплаты;

4) ст. 34, в которой установлено, что «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (ч. 1, 2). С учетом норм этой статьи, например, организуется предпринимательская деятельность в России. Норма реализована в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ);

5) ст. 57, где закреплено, что «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Согласно нормам данной статьи, например, организованы налогообложение доходов физических лиц в соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) и установление других налогов. Норма реализована в НК РФ, который имеет непосредственную связь с бухгалтерским учетом;

6) ст. 75, согласно которой «Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом» (ч. 1, 3).

Норма ч. 1 ст. 75 Конституции РФ реализована в Федеральном законе № 402-ФЗ, где установлено, что денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте РФ (ч. 2 ст. 12).

Нормы ч. 3 ст. 75 Конституции РФ реализованы в НК РФ, в бухгалтерском учете применяются в учете расчетов с бюджетом.

Ко второму уровню относятся5:

1) Декларация Международной организации труда (МОТ) «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в Женеве 18.06.1998);

2) Конвенция № 95 МОТ «Относительно защиты заработной платы» (принята в Женеве 01.07.1949);

3) Конвенция № 132 МОТ «Об оплачиваемых отпусках» (пересмотренная в 1970 г.) (принята в Женеве 24.06.1970 на 54 сессии Генеральной конференции МОТ);

4) Конвенция № 173 МОТ «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» (принята в Женеве 23.06.1992 на 79 сессии Генеральной конференции МОТ).

5) Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (заключена в Оттаве 28.05.1988). В бухгалтерском учете имеет отношение к учету лизинговых операций;

6) Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в Страсбурге 27.01.1999).

Нормы ст. 14 «Правонарушения в сфере бухгалтерского учета» указанной Конвенции касаются установления ответственности за правонарушения в сфере бухгалтерского учета, подлежащие уголовно-

5 Сюда включены международные договоры, которые ратифицированы РФ по состоянию на 01.01.2014.

му или иному наказанию согласно внутреннему праву государства, ратифицировавшего Конвенцию.

Из нормативных правовых актов третьего уровня к сфере бухгалтерского учета, по нашему мнению, относятся следующие законы:

1) Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в частности, нормы ст. 14 «Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экономики» и ст. 15 «Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики»;

2) Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», закрепляющий за арбитражными судами осуществление правосудия путем разрешения экономических споров (ст. 4).

Нормативных правовых актов четвертого уровня - федеральных законов - принято значительное количество. Перечислим некоторые из них:

1) Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Его целью является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Здесь следует помнить, что применяемые нормы других нормативных правовых актов не должны противоречить нормам данного закона;

2) ГК РФ (части первая - четвертая), ТК РФ, НК РФ, отдельные нормы которых регулируют элементы отношений, связанных с бухгалтерским учетом6. Некоторые нормы Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) и Уголовного кодекса РФ (УК РФ) регулируют вопросы административной и уголовной ответственности за правонарушения в сфере бухгалтерского учета.

Согласно ГК РФ регистрируются, осуществляют деятельность, реорганизуются и ликвидируются юридические лица. Юридическое лицо как субъект гражданского права является и субъектом бухгалтерского учета. В ГК РФ непосредственное отношение к бухгалтерскому учету имеет значительное количество норм (нормы гл. 4, 13, 14 и многих других).

Большая часть норм ТК РФ также имеет отношение к бухгалтерскому учету. Это, например, нормы разд. VI «Оплата и нормирование труда»,

6 Эти законы включают в систему нормативно-правового регулирования многие авторы .

разд. III «Трудовой договор» и др. Трудовой кодекс РФ регулирует и вопросы материальной ответственности сторон трудового договора (разд. XI «Материальная ответственность сторон трудового договора»).

В НК РФ определен порядок исчисления, уплаты и учета значительного количества налогов, например НДС (гл. 21), акцизов (гл. 22), НДФЛ (гл. 23) и др. Здесь же регулируются вопросы налоговых правонарушений и ответственности за их совершение (гл. 15, 16).

Кодекс об административных правонарушениях РФ устанавливает ответственность за административные правонарушения в области налогов (ст. 15.3 - 15.9 и 15.11)7, исчисление, уплата и учет которых осуществляются в бухгалтерском учете.

Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушения в сфере предпринимательской деятельности (нормы разд. VIII «Преступления в сфере экономики», например ст. 159.4 «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности», ст. 176 «Незаконное получение кредита», ст. 177 «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности»);

3) Федеральные законы: от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной бухгалтерской отчетности»; от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»; от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»; от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и другие, отдельные нормы которых регулируют бухгалтерский учет.

Пятый уровень составляют указы и распоряжения Президента РФ. Сюда, по нашему мнению, следует отнести Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014-2016 годах», где предусмотрены в дальнейшем упрощение налогового

7 По применению норм КоАП РФ даны разъяснения в постановлении пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об

административных правонарушениях».

учета и его сближение с бухгалтерским учетом; Указ Президента РФ от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции», в котором дано поручение Минфину России продолжить работу по совершенствованию ведения бухгалтерского учета, аудита, финансовой отчетности; Указ Президента РФ от 16.02.1993 № 224 «Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением» и некоторые другие.

Шестой уровень состоит из постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Перечислим некоторые из них. Это постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»; от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации»; от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»; от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включенных в амортизационные группы»; от 25.02.2011 № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации» и др.

На седьмом уровне находятся нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в РФ являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ. Уполномоченным федеральным органом является Минфин России. Таким образом, седьмой уровень - это приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения Минфина России; указания, положения, инструкции Центрального банка РФ. Письма и телеграммы Минфина России и Банка России не являются нормативным правовыми актами и носят (должны носить) информационный характер, в которых высказывается мнение этих органов по рассматриваемым в письмах и телеграммах вопросам. Минфин России может издавать нормативные правовые акты совместно с другими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. Регулирование бухгалтерского учета в РФ могут осуществлять также саморегулируемые организации в пределах

предоставленных им функций (ч. 2 ст. 22, ст. 24 Федерального закона № 402-ФЗ).

В Федеральном законе № 402-ФЗ отдельно выделены федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, названные документами в области регулирования бухгалтерского учета (ст. 21). По классификации актов федеральных органов исполнительной власти, рассмотренной нами выше, они относятся к нормативным документам. Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено данными стандартами. Федеральные стандарты применяются независимо от вида экономической деятельности. Они утверждаются нормативными правовыми актами Минфина России (по нашему мнению, приказами) (ч. 1-3, 16 ст. 21). Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности и утверждаются в установленном порядке (ч. 5, 16 ст. 21 Федерального закона № 402-ФЗ)8. Полагаем, что они будут утверждаться Минфином России по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти.

Рекомендации принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета и применяются на добровольной основе. Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны создавать препятствий к осуществлению экономическим субъектом его деятельности (ч. 7, 8, 10 ст. 21 Федерального закона № 402-ФЗ). Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Федеральному закону № 402-ФЗ. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам (ч. 15 ст. 21 Федерального закона № 402-ФЗ).

К настоящему времени Минфин России утвердил Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, за исключением программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета

8 В Федеральном законе № 402-ФЗ не указано, какой орган утверждает и вводит в действие отраслевые стандарты.

для организаций государственного сектора9. До их принятия следует руководствоваться утвержденными положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Однако необходимо помнить о том, что ПБУ следует применять в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ.

К седьмому уровню мы относим:

Группы приказов Минфина России: об утверждении положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) (принято 24 ПБУ); об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету;

Приказы Минфина России: от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»; от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации»10; от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» и многие другие.

К этому же уровню относятся: положение Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»; Положение о платежной системе Банка России (утверждено Банком России 29.06.2012 № 384п); Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерацаии (утверждено Банком России 12.10.2011 № 373-П) и др.

Исходя из классификации актов федеральных органов исполнительной власти (деление на нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы), рассмотренной нами выше, например, Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 является нормативным документом, введено в действие нормативным правовым актом - приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н. Аналогично нормативными документами являются и другие ПБУ. Приказ же Минфина России «О введении в действие Международных стандартов

9 Утверждены приказом Минфина России от 11.03.2013 № 26н «Об утверждении Правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, за исключением программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора».

10 Согласовано с Федеральной службой по финансовым рынкам России и Центральным банком РФ.

финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» от 25.11.2011 № 160н является нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти. Так же классифицируются и другие акты.

Федеральным законом № 402-ФЗ органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления не предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, следовательно, нормативные правовые акты этих органов власти в сфере бухгалтерского учета отсутствуют.

Однако мы полагаем, что в систему нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета следует включить законы субъектов РФ по установлению на их территории региональных налогов и сборов, а также нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по установлению на своей территории местных налогов. Наличие этих актов, по нашему мнению, следует учитывать, так как исчисление и уплата указанных налогов, их учет осуществляются в бухгалтерском учете. Нормы законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, законов городов Москвы и Санкт-Петербурга не должны противоречить нормам НК РФ.

Таким образом, к восьмому уровню мы относим законы субъектов РФ по установлению региональных налогов и сборов (во исполнение норм разд. IX «Региональные налоги и сборы» НК РФ11). Эти законы не должны противоречить разд. IX НК РФ.

К девятому уровню, по нашему мнению, относятся нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов Москвы и Санкт-Петербурга) по установлению местных налогов (во исполнение норм разд. X «Местные налоги» НК РФ). Эти нормативные правовые акты не должны противоречить разд. X НК РФ.

На десятом уровне находятся нормативные правовые акты организаций. К ним в первую очередь относятся стандарты экономического субъекта (организации), которые предназначены для упорядочения и ведения бухгалтерского учета (п. 4

11 Здесь необходимо отметить, что установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в сов-

местном ведении РФ и субъектов РФ (п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

ч. 1, ч. 11 ст. 21 Федерального закона № 402-ФЗ); учетная политика организации и др.

Стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета для наглядности представлена в таблице.

Изложенная нами система нормативного правового регулирования полностью соответствует Федеральному закону № 402-ФЗ и ее можно представить в виде четырех блоков.

Первый блок составляют законы: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон № 402-ФЗ, другие федеральные законы.

Второй блок представлен подзаконными нормативными правовыми актами: указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; приказами, распоряжениями, правилами, инструкциями и положениями Минфина России и Центрального банка РФ; нормативными правовыми актами организаций.

Третий блок состоит из нормативных правовых актов субъектов РФ: законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

К четвертому блоку мы относим международные договоры, которые не являются внутренними законами, но применяются на территории России и имеют приоритет над законами РФ, за исключением Конституции РФ.

Таким образом, система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета является десятиуровневой и состоит из четырех блоков (законов, подзаконных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов субъектов РФ по установлению региональных и местных налогов, международных договоров), где между элементами каждого уровня существует иерархическая связь. Иерархическая связь выражается в том, что нормативные правовые акты в структурном ряду занимают строго определенное место и не могут содержать нормы, противоречащие вышестоящим актам. В то же время каждый нормативный правовой акт определенного уровня является исходной базой для актов, расположенных в структурном ряду ниже него. Нормативный правовой акт, нарушающий иерархическую связь и содержащий нормы, противоречащие вышестоящим актам, не подлежит применению в конкретных отношениях.

* Относятся к законам субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

** Относятся к иным нормативным правовым актам субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета

Уровень иерархии Нормативный правовой акт Статус нормативных правовых актов

Первый уровень. Основной закон РФ Конституция РФ, п. «р» ст. 71; ст. 7, 34, 37, 39, 57, 75 -

Второй уровень. Международные договоры Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию; Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и др. Не являются внутренним законом РФ, однако применяются на ее территории, имеют приоритет над внутренним законодательством

Третий уровень. Федеральные конституционные законы «О Правительстве Российской Федерации»; «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Законы

Четвертый уровень. Федеральные законы Федеральный закон № 402-ФЗ, ГК РФ (части первая -четвертая); ТК РФ; НК РФ; КоАП РФ; УК РФ и др.

Пятый уровень. Указы и распоряжения Президента РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» и др. Подзаконные нормативные правовые акты

Шестой уровень. Постановления и распоряжения Правительства РФ О Министерстве финансов Российской Федерации; Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы и др.

Седьмой уровень. Приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения Минфина России; указания, положения, инструкции Центрального банка РФ Нормативные правовые акты Минфина России и Банка России. Нормативные документы, устанавливающие правила, нормы, нормативы, вводятся в действие нормативными правовыми актами Минфина России и Банка России

Восьмой уровень. Нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов субъектов РФ по установлению региональных налогов и сборов Законы субъектов РФ по установлению региональных налогов и сборов (во исполнение норм разд. IX «Региональные налоги и сборы» НК РФ)* Нормативные правовые акты субъектов РФ по установлению региональных и местных налогов

Девятый уровень. Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований по установлению местных налогов Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов Москвы и Санкт-Петербурга) по установлению местных налогов (во исполнение норм разд. X «Местные налоги» НК РФ)**

Десятый уровень. нормативные правовые акты организаций Стандарты экономического субъекта; учетная политика организации и др. Подзаконные нормативные правовые акты

Иерархия нормативных правовых актов и связь между ними закреплены нормами Конституции РФ 12. В Конституции РФ определены способы устранения логических противоречий в действующих нормативных правовых актах. Для этих целей созданы Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, предусмотрен судебный порядок отмены нормативных правовых актов, нарушающих иерархическую связь. Президент РФ наделен правом отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их про-

12 Непосредственно термин «иерархическая связь» в Конституции РФ не употребляется.

тиворечия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ13. Здесь следует отметить, что в настоящее время не удалось достичь полного согласования всех компонентов системы нормативных правовых актов.

В юридической литературе предложены следующие принципы определения, какую из взаимоисключающих норм использовать в случае противоречий между ними. Часть принципов определена в законодательстве, часть представляет собой обычай юридической практики:

13 Изложено нами только для вопросов, отнесенных к ведению РФ.

1) если противоречия встречаются в актах, принадлежащих к разным отраслям права, то применяется норма для целей соответствующих отраслей права (например, для целей бухгалтерского учета или для целей налогообложения) ;

2) если противоречия содержатся в актах разной юридической силы, то применяют норму, введенную актом большей юридической силы ;

3) если противоречия встречаются в актах равной юридической силы, то используют норму, введенную более поздним нормативным актом ;

4) если противоречия встречаются в актах одной юридической силы, то акты разделяют на «общие», т.е. содержащие «общие» нормы права (уточнено нами. - Авт.) и «специальные», т.е. включающие «специальные» нормы права (уточнено нами. - Авт.), в таких случаях используют «специальные» нормы .

«Общие» нормы распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории. «Специальные» нормы действуют только в отношении определенной категории лиц, например учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров .

Взаимосвязь и соподчиненность федеральных стандартов, отраслевых стандартов, рекомендаций в области бухгалтерского учета, стандартов экономического субъекта определены Федеральным законом № 402-ФЗ (ст. 21).

Полагаем, что уточненная нами система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета и изложенные взаимосвязь и соподчинен-ность нормативных правовых актов направлены на совершенствование правоприменительной практики экономических субъектов и, соответственно, снижение рисков возникновения хозяйственных споров между субъектами экономической деятельности, а также с контролирующими органами.

Список литературы

1. Ашмарина Е.М., Быля А.Б., Терехова Е.В. Правовые основы системы правового регулирова-

ния бухгалтерского учета и аудита в Российской Федерации: учеб. пособие / под ред. Е.М. Ашма-риной. М.: КноРус, 2011. 240 с.

2. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Теория бухгалтерского учета: учебник / под ред. Ю. А. Бабаева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2012. 240 с.

3. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2010. 478 с.

4. Кизилов А.Н. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 47 (197). С. 47-54.

5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011. 832 с.

6. Поленова С.Н. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности в России [Электронный ресурс] // Бухгалтер и закон. 2008. № 5. С. 12-20. URL: http://eHbraryru/item.asp?id=9952469.

7. Правовые основы бухгалтерского учета / Е.И. Арефкина, Л.Л. Арзуманова, О.В. Болтинова [и др.]; отв. ред. Е.Ю. Грачева, Е.И. Арефкина. М.: Проспект, 2013. 312 с.

8. Пятов М.Л. Правовые основы бухгалтерского учета: практич. руководство. М.: Эксмо, 2006. 224 с.

9. Сеидов М.Ш. Подзаконные нормативные акты в системе источников права и правового регулирования [Электронный ресурс] // Вестник Владимирского юридического института. 2008. № 3. С. 204-210. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=12932802.

10. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник. М.: Юстицинформ, 2012. 704 с.

11. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: 2007. 975 с.

12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник / под ред. В.Г. Стрекозова. М.: Интерстиль; Омега-Л, 2008. 384 с.

13. Яндекс. Словари. Элементарные начала общей теории права [Электронный ресурс], 2003. URL: http://slovari.yandex.ru/.

На современном этапе система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из актов нескольких уровней юридической силы.

Первый уровень - законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете. В соответствии с п. "р" ст. 71 Конституции РФ вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации. Основной составляющей законодательства РФ о бухгалтерском учете являются Федеральные законы "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. и "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 г. К законодательству о бухгалтерском учете относятся также Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В настоящее время действуют следующие Положения:

  1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.
  2. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н, с изменениями от 30 декабря 1999 г.
  3. Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94, утвержденное Приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г.;
  4. Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 10 января 2000 г. N° 2н;
  5. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н;
  6. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44н;
  7. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;
  8. Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98, утвержденное Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. №65н;
  9. Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/98, утвержденное Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 57н;
  10. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999г. N° 32н, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.
  11. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № ЗЗн, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.
  12. Положение по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. № 5н, с изменениями от 30 марта 2001 г.;
  13. Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 27 января 2000 г. №11н;
  14. Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н;
  15. Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N° 91н;
  16. Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/2001, утвержденное Приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. № 60н.

Необходимость Положений заключается в детализации правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета.

Третий уровень системы - методические указания, рекомендации, инструкции. В качестве примера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49. Один из важнейших документов этого уровня - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. План счетов представляет собой систематизированный перечень синтетических счетов. На синтетических счетах ведется синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам. К счетам могут, в установленных Планом счетов случаях, открываться субсчета, то есть частные слагаемые счетов, позволяющие вести аналитический учет.

Аналитическим называется учет, который ведется на аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. На основании Плана счетов, являющегося нормативным актом, организации разрабатывают рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, и отражающий специфику деятельности. Рабочий план счетов является элементом учетной политики организации.

Четвертый уровень в системе составляют локальные нормативные акты, принимаемые организацией и формирующие ее учетную политику.

Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету, принятыми еще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если не были отменены официально и не противоречат стандартам бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет в нашей стране ведется в соответствии с определенными , а также на основе ряда , предусмотренных законодательством. О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 2016 расскажем в нашем материале.

Уровни бухгалтерского учета с позиции регулирования

Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.

Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.

Основные нормативные документы по бухгалтерскому учету 2016: уровень 1

В основе этого уровня лежит Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» . Цель данного закона — установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

На этом же уровне можно упомянуть письма Минфина, которые хотя и не являются нормативными правовыми актами (п.2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1009) и применяются организациями добровольно, могут помочь бухгалтеру в решении того или иного практического учетного вопроса.

Бухгалтерские нормативные документы: уровень 4

На этом уровне главный нормативный документ по бухучету - . Цель этого уровня регулирования бухучета - определить для организации порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность.

Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством Российской Федерации, которое эту функцию возлагает на Министерство финансов РФ.

В процессе реформирования бухгалтерского учета в России сформирована четырехуровневой системы нормативных документов.

Первый уровень - законы Российской федерации о бухгалтерском учете, устанавливающие единые правовые методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России. К ним относятся Гражданский кодекс РФ Федеральный закон "О бухгалтерском учете"; Налоговый кодекс РФ, другие федеральные законы, определяющие правовую основу хозяйствования отдельных экономических субъектов, а также их взаимоотношения.

Второй уровень - нормативные акты президента и правительства РФ, других представительных органов, которым предоставлено право разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормы. Они используются при разработке положений на этапах регулирования системы нормативных документов.

Третий уровень - положения (стандарты), планы счетов, инструкции, приказы и другие нормативные акты о бухгалтерском учете по отдельным темам и направлениям. Этот уровень является центральным с точки зрения методики бухгалтерского учета. По этому уровню издаются нормативные документы с целью дальнейшего приближения организации бухгалтерского учета в России к международным стандартам учета и отчетности. Наиболее важными в этом направлении являются положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Российские стандарты бухгалтерского учета - совокупность норм федерального законодательства России и Положений побухгалтерскому учету (ПБУ), издаваемых Министерством финансов РФ, которые регулируютправила бухгалтерского учета .

Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.

Четвертый уровень - документы, которые носят рекомендательный характер по организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. Они предназначены для внутреннего использования.

Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Рабочие документы самой организации образуют внутреннюю нормативную базу и определяют особенности организации и ведения учета в нем.

3. Предмет и метод бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность организации:

Объектами бухгалтерского учета явялются

- активы - имущество организации (хозяйственные средства),

Ее капитал и обязательства (источники хозяйственных средств),

- хозяйственные операции , связанные с изменением стоимостных характеристик хозяйственных средств и их источников, осуществляемые организацией в процессе хозяйственной деятельности,

- финансовые результаты хозяйственной деятельности (прибыли и убытки).

Информация об активах, капитале и обязательства отражается в бухгалтерском балансе

Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Материально-вещественная форма актива и юридические условия его использования не являются критериями отнесения его к активам. Активы - совокупность имущественных средств хозяйствующего субъекта. В международных стандартах финансовой отчетности активы трактуются как ресурсы, контролируемые организацией в результате событий прошлых периодов, от которых она ожидает экономических выгод в будущем. Таким образом, заключенная в активах экономическая выгода представляет потенциал, прямо или косвенно входящий в поток денежных средств или денежных эквивалентов организации. Потенциал может составлять часть операционной деятельности организации и конвертироваться в денежные средства или их эквиваленты, а также сокращать отток денежных средств (например, альтернативный производственный процесс снижает производственные затраты).

Хозяйственные ресурсы, составляющие активы, должны:

Приносить организации выгоду (доходы, прибыль, деньги) в будущем;

Находиться в распоряжении хозяйствующего субъекта, который при необходимости может беспрепятственно использовать их по собственному усмотрению (например, продать);

Являться результатом ранее совершенных сделок (быть готовыми к использованию в данный момент, а не находиться на стадии изготовления или доставки в рамках соответствующего договора, контракта).

В состав активов включают имущество и права.

К материальным активам относят:

Землю или право на ее использование;

Здания и сооружения производственного назначения;

Здания и сооружения непроизводственного назначения;

Административные, жилые, детские, учебные, оздоровительные, иные здания и помещения;

Производственное оборудование;

Движимое имущество непроизводственного назначения;

Запасы сырья, топлива и полуфабрикатов, готовой продукции.

Актив баланса состоит из двух разделов: внеоборотныеиоборотные активы.

Финансовые активы - часть активов организации, представляющая собой финансовые ресурсы: денежные средства и ценные бумаги. Финансовые активы включают:

Кассовую наличность;

Депозиты в банках;

Страховые полисы;

Вложения в ценные бумаги;

Обязательства других предприятий и организаций по выплате средств за поставленную продукцию;

Портфельные вложения в акции иных предприятий;

Пакеты акций других предприятий, дающие право контроля;

Паи или долевые участия в других предприятиях.

Нематериальные (неосязаемые) активы - это объекты, не имеющие материально-вещественной основы, но находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Основными условиями, определяющими принятие к учету нематериальных активов коммерческих организаций (кроме кредитных), является:

Отсутствие материально-вещественной (физической) основы (структуры);

Возможность выделения (идентификации) такого имущества из состава другого имущества;

Возможность использования при выполнении работ, производстве продукции и т.п. либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени (в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);

Способность приносить доход (экономическую выгоду) организации в будущем;

Невозможность перепродажи данного имущества после окончания срока полезного использования;

Наличие подтверждающих первичных документов на исключительное право организации использовать результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, договор уступки патента, товарного знака и т.п.).

К нематериальным активам могут быть отнесены:

Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

Исключительное право владельца на товарный знак, знак обслуживания и место происхождения товаров;

Исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;

Деловая репутация организации и организационные расходы в связи с образованием юридического лица, признанные частью вклада учредителей в уставный капитал организации.

Не относятся к нематериальным активам:

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, не давшие положительного результата;

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические работы, разработка которых не завершена и не оформлена в установленном порядке;

Материальные объекты (носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных.

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Для целей бухгалтерского учета единицей измерения нематериальных активов служит инвентарный объект, под которым понимается совокупность прав, возникающих после оформления одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. и связанных с выполнением самостоятельных функций в производстве продукции, выполнении работ, услуг.

Обязательства - это задолженность организации на отчетную дату, результат свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности, расчеты по которой должны привести к оттоку активов.

Пассив - источник происхождения активов, отражающий, являются ли они полученными за счет собственного капитала предприятия или за счет возникновения у предприятия каких-либо обязательств.

Пассив баланса состоит из трех частей:

- капитал и резервы (отражает состав и структуру собственного капитала);

- долгосрочные обязательства (отражает задолженность на отчетную дату);

- краткосрочные обязательства (содержат информацию о состоянии расчетов по краткосрочным кредитам и займам).

Обязательства предприятия, срок исполнения которых наступает в ближайшее время, и обязательства со сроком исполнения через год или позднее, являются неравноценными. Для организации имеет принципиальное значение, потребуют кредиторы возврата долгов сейчас или это случится, например, через год. Обычно крупные займы предприятия берут на длительный срок. Это может случиться, например, при покупке дорогостоящего оборудования.

Структура бухгалтерского баланса

Метод бухгалтерского учета - совокупность правил и технических приемов, используемых в бухгалтерском учете для решения задач учета.

Элементами метода бухгалтерского учета являются:

Документация – совокупность носителей первичной информации, отражающая хозяйственную деятельность предприятия. Все хозяйственные операции, проводимые предприятием должны оформляться документами. Это документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Документирование - оформление каждой хозяйственной операции первичным учетным документом.

Инвентаризация - установление фактического наличия имущества и обязательств организации и сопоставление его с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Инвентаризация на предприятии проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе которой проверяются, и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и финансовых обязательств.

Оценка - способ денежного выражения имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных о состоянии финансов организации;

Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости отдельных видов продукции и заготовленных материальных ценностей.

Бухгалтерские счета – это способ экономической группировки с целью текущего контроля и учета над объектами наблюдения, позволяющий отразить не только начальное и конечное состояние, но и сами изменения объектов учета в результате совершения хозяйственных операций. Счета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательств, доходов и расходов на счетах также выявляется и распределяется финансовый результат.

Двойная запись на счетах – метод регистрации хозяйственных операции в системе бухгалтерских счетов. Сумму хозяйственной операций на бухгалтерских счетах учитываются дважды: один раз по дебету одного или нескольких счетов, другой – по кредиту одного или нескольких счетов.

Бухгалтерский баланс - финансовый отчет, отражающий состояние хозяйственных средств и их источников на определенную дату;

Бухгалтерская отчетность - совокупность показателей учета, отраженная в форме таблиц и характеризующая финансовое состояние организации и финансовые результаты ее деятельности.

Ведение хозяйственного учета предполагает количественное отражение операций. Для этих целей применяется система учетных измерителей. Они подразделяются на натуральные, трудовые и стоимостные .

1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

Основными целями законодательства РФ в области бухгалтерского учета являются:

Обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

Составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности;

Бухгалтерский учет в РФ отвечает требованиям рыночной экономики и базируется на международных стандартах учета и отчетности.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», ПБУ (Положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

    1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

    2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

    4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

2. Характеристика основных элементов системы нормативного регулирования

К первому уровню системы следует отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «Об акционерных обществах» и другие законы и постановления Правительства в области учета и отчетности.

Основным актом первого уровня являетсяФедеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ., который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.

ФЗ «О бухгалтерском учете» принят впервые в истории России21.11.1996 г. занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений. Он имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он:

а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;

б) закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах;

в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

Закон о бухгалтерском учете состоит из трех разделов и 19 статей.

В разделе 1 « Общие положения » дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете. Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством РФ, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.

В разделе 2 « Основные правила ведения бухгалтерского учета » изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте РФ, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

В разделе 3 « Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

К документам первого уровня приравнивается и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, в котором детализируются основные положения Закона о бухгалтерском учете.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено приказом Минфина РФ в дальнейшем в него внесены изменения и дополнения приказами Минфина от 30.12.99 г. №107 и от 24.03.2000 г. №31н. Положение состоит изшести разделов.

В разделе 1 «Общие положения» определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. Дано определение сущности бухгалтерского учета, определены его задачи, указаны основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.

В разделе 2 «Основные правила ведения бухгалтерского учета» изложены требования ведения бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, ведение учета в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельный учет текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений). Рассмотрен порядок документирования хозяйственных операций, ведёния регистров бухгалтерского учета (содержание которых объявляется коммерческой тайной), оценки имущества и обязательств, порядок инвентаризации имущества и обязательств с указанием случаев обязательного проведения инвентаризаций и бухгалтерских записей по выявленным при инвентаризации отклонениям.

В разделе 3 «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее составления, правила оценки статей бухгалтерской отчетности.

В разделе 4 «Порядок представления бухгалтерской отчетности» определены сроки, адреса и порядок представления бухгалтерских отчетов организациями различных правовых форм.

В разделе 5 «Основные правила составления сводной отчетности» излагается понятие сводной отчетности, определены порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.

В разделе 6 «Хранение документов» определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров возлагается на руководителей организаций.

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.

Этот уровень формирует положения по бухгалтерскому учету. В них обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) это Учетные стандарты. ПБУ можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Например, ПБУ «Учет нематериальных активов», ПБУ «Учет основных средств». Учетные стандарты призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. ПБУ обычно включает следующие элементы:

Название и номер ПБУ;

Общие положения (сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);

Определения (основные определения и понятия по конкретному объекту учета);

Оценка (различные виды применяемых оценок по объекту);

Порядок учета (порядок учета наличия и изменения его объекта учета);

Раскрытие информации (состав информации, подлежащий раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности),

Отечественные ПБУ в отличие от МСФО (международных стандартов финансовой отчетности) носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинство ПБУ предусматривает различные варианты учета соответствующих объектов.

В документах третьего уровня изложены методические указания по ведению бухгалтерского учета, в том числе в инструкциях, рекомендациях, письмах, разъяснениях. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней Нормативные документы третьего уровня разрабатываются министерствами и ведомствами.

Одним из важных документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. Он представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.

Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Четвертый уровень – совокупность документов организации, раскрывающих ее учетную политику. Они разрабатываются организацией на основе документов первых трех уровней. Основным документом, регулирующим организацию бухгалтерского учета в организации, является Учетная политика, которая ежегодно утверждается отдельным приказом №1 от 1 января текущего года. Основным документом для его формирования является ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», поскольку в нем изложены основные принципы учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).