Накопление сбережений. Способы накопления сбережений

В последние годы в России идет бурный процесс формирования финансовых рынков - денежного рынка и рынка капиталов. Развитие последнего невозможно без совершенствования двуединого, взаимосвязанного процесса мобилизации сбережений и инвестирования средств. Денежные сбережения выступают как важный источник инвестиций и увеличения общественного капитала. Вследствие этого исключительное значение приобретает проблема максимального вовлечения в оборот денежных сбережений и сокращение той их части, которая находится на руках у населения.

Образование личных сбережений представляет собой естественный экономический процесс, являющийся необходимым элементом жизни любого развитого общества.

Личные денежные сбережения выступают как своеобразная экономия, что позволяет им в совокупности быть одним из инвестиционных факторов, способствующих расширению масштабов капиталовложений общества.

"В той мере, в которой люди желают сберегать, - то есть воздержаться от текущего потребления и откладывать потребление на будущее, - в той же мере общество может обращать свои ресурсы на новое капиталовложение"3, С.10.

Денежным сбережениям противостоят инвестиции. Сбережения, строго говоря, представляют собой не арифметическую разницу между доходами и расходами, а разность между доходом и потреблением. "Нормальным" сбережениям должен противостоять продукт в форме пригодной для производительного потребления. Главное - обеспечить производительное использование сбережений, с тем, чтобы достичь приращения стоимости, иначе у населения пропадает заинтересованность в сбережении средств.

Инвестиции представляют собой вложение средств с целью получения дохода. Формы инвестирования сбережений могут быть разными: прямое вложение средств в производство (например, в форме приобретения долей участия, акций, облигаций предприятия), приобретение недвижимости, государственных ценных бумаг, вклады на банковские счета и так далее. Важно, чтобы, в конечном счете, вложенные средства выступали как фактор, способствующий развитию производства и оздоровлению экономики.

Таким образом, денежные сбережения населения выступают как важнейший источник новых инвестиций и увеличения общественного капитала, а также ограничения потребительского спроса. Вследствие этого, исключительное значение в условиях рыночной экономики имеет проблема максимального вовлечения в оборот денежных сбережений и сокращения той их части, которая находится на руках населения. Успешно решить эту проблему можно на основе стимулирования склонности населения к сбережениям и расширения каналов их привлечения.

Чрезвычайно важен вопрос о воздействии инфляции на денежные сбережения граждан. Инфляция оказывает пагубное влияние на сберегательный процесс, происходит обесценивание денежных сбережений. Если государство не предпринимает соответствующих мер по компенсации потерь от инфляции, а расстройство денежного обращения достигает масштабов гиперинфляции, то сберегательная деятельность теряет всякий смысл, владельцы сбережений стремятся как можно быстрее избавиться от денег. В свою очередь "чрезмерные" денежные сбережения, накопленные, в частности, вследствие опережающего роста денежных доходов населения, могут выступать в качестве фактора усиления инфляционных процессов.

Для эффективного контроля и управления денежными сбережениями существенным является знание мотивов образования населением сбережений, а также факторов, влияющих на ход сберегательного процесса. Как свидетельствуют результаты социологических опросов граждан, к числу основных мотивов образования сбережений относятся:

удовлетворение будущих потребностей населения, например, покупка дорогостоящих вещей, накопление средств на проведение отпусков;

накопление денежного резерва на непредвиденный случай;

необходимость обеспечения детей, в том числе покрытие расходов, связанных с созданием молодой семьи, расходов на совершение национальных обрядов;

накопление сбережений, связанных с предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем, Кашиным Ю.И. был предложен анализ и немотивированных сбережений, в основе которых лежат не побуждения граждан, а политика государства, нередко использующих инфляционный механизм для перераспределения, причитающегося населению материального эквивалента их доходов на нужды государства 2, С.9-10.

Сравнение мотивированных и немотивированных сбережений позволяет раскрыть ряд дополнительных черт, присущих сбережениям как таковым. При анализе природы немотивированных сбережений в наиболее чистом виде выступает их предопределенность недостаточным уровнем развития производства, самой социальной ориентацией общества. Проблема эта в основном свойственна планомерно управляемым экономикам. Образование неудовлетворительного спроса обычно было следствием или прямых просчетов в планировании, или недостаточности резервов, равнозначных сознательному контролю общества за формированием процессов в области спроса и предложения.

Необходимо отметить многофакторный характер сберегательного процесса. Так, на образование денежных сбережений влияют следующие факторы: уровень соответствия объема и структуры производства объему и структуре общественных потребностей; размещение производства; формы оплаты труда; виды денежных доходов населения; общий уровень доходов населения и их дифференциация по социальным группам; уровень и структура потребностей населения; общий уровень и структура цен; система ценообразования; развитие альтернативных форм вложения сбережений; система кредитования; уровень политической и экономической стабильности и др.

Большая часть наличности используется и населением в повседневной жизни. Так как именно население потребляет в наибольшей степени конечные товары. И нереально надеяться на то, что в будущем произойдет полное вытеснение наличных денег. И в дальнейшем надо остановиться на рассмотрении этого высказывания.

Количество наличных денег в структуре денежной массы, а также темпы прироста можно наглядно представить в форме таблицы, где ясно показано, как структура денежной массы подвержена изменениям и в первую очередь из-за процессов, происходящих в экономической жизни России.

Таблица 1.1 Показатели объема и структуры денежной массы России в 1999-2007 г.г.

Из представленной таблицы видно как изменяется денежная масса и ее составляющая - наличные деньги. К примеру, когда в России началась либерализация цен и за несколько месяцев и оптовые и розничные цены возросли, предприятиям недоставало денег, чтобы выдавать заработную плату, а так же осуществлять платежи. Понадобилось срочно ввести в обращение денежные купюры большего достоинства, резко увеличить количество наличных денег, чтобы нормализовать денежное обращение. Далее идет сокращение темпов роста. Однако если брать во внимание настоящее время, 2007 год, то видно, что идет увеличение денежной массы.

Однако, если денежная масса имеет постоянную тенденцию к росту, а наличные деньги делают скачки, это говорит о том, что структура денежной массы подвержена постоянным колебаниям из-за процессов, происходящих в экономической жизни России и под влиянием многих факторов, действующих параллельно. Но рост наличной составляющей свидетельствует о влиянии на объем наличных денег в обращении некоторых факторов, относящихся исключительно к наличному денежному обращению.

Такими факторами в России, как и в любой стране мира, являются: обычаи и привычки; наличие естественных пределов в реализации идей научно-технического прогресса в области организации денежных расчетов; наличие значительного объема мелких операций в розничной торговле товарами и услугами; специфика ведения дел в мелком бизнесе; преобладание в стране людей с низкими доходами. И несмотря на рост и значение безналичных расчетов и расчетов с применением пластиковых карт, роль наличных денег в экономике России существенна.

Как уже говорилось, наличные деньги являются важной составляющей денежной системы России, от которой зависит ее устойчивое функционирование. Можно сказать, что значение денежной наличности в жизни российского общества не имеет предпосылок к ослаблению и не ослабеет.

Подводя итоги рассмотрению вопроса о роли денежных сбережений, следует отметить, что денежные сбережения населения имеют большое социально-экономическое значение. В результате их накопления государство получает в свое распоряжение значительные финансовые и кредитные ресурсы.

При определении сути сбережений населения и их форм необходимо уточнить такие понятия, как "сбережения населения", "вклад", "страхование вкладов".

Гражданский Кодекс РФ в статье 834 определяет депозит через договор банковского вклада (депозита), где банк, принявший от вкладчика денежную сумму, обязуется по договору возвратить сумму вклада и выплатить проценты. В то же время, Федеральный Закон "О банках и банковской деятельности" дает следующее определение: "Вклад - денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещенный физическими лицами в целях хранения и получения дохода". В последние годы Сбербанк и коммерческие банки, пренебрегая тонкостями, стали называть депозитами некоторые формы срочных вкладов, создавая у вкладчиков ложное представление, что между вкладом и депозитом есть какая-то принципиальная разница.

В работе, при использовании основных теоретических понятий, предлагается к использованию авторская терминология, сформированная на основе международного опыта и имеющая следующее значение: сбережения населения - часть денежных доходов (поступлений) населения, отвлекаемая от расходования в настоящем в пользу будущего; банковский депозит - денежные средства или ценные бумаги, помещенные на хранение в банк физическим или юридическим лицом, которому за это начисляется определенный процент; банковский вклад - разновидность банковского депозита физического лица "до востребования" или на определенный срок.

Большую роль при определении сути сбережений имеет такое понятие как страхование вкладов.

Страхование вкладов - система организационных мероприятий государства по гарантированию вкладов населения в коммерческих банках посредством создания государственного фонда гарантирования или наделения данными функциями непосредственных межбанковских организаций.

Причем использование терминов страхование, гарантирование или защита в отношении вкладов, по большему счету, является равнозначным и зависит от национальных особенностей стран. Так, в США применяется термин страхование, в Германии - гарантирование, в Великобритании - защита.

Экономическая сущность вкладных операций выражается именно в существовании особого вида отношений между вкладчиком и банком, определенных как сберегательные отношения.

Сберегательные отношения - это совокупность долговых, воспроизводственных отношений по поводу созидания богатства между населением и сберегательными институтами. В ходе существования сберегательных отношений вкладчик реализует противоречивое единство интересов личного текущего и будущего потребления, а банк получает возможность выполнения своих функций по аккумулированию привлеченного капитала, формируя инвестиционный потенциал государства - резерв роста экономики и развития конкретного банка.

Подводя определенные итоги сказанному, следует отметить, что основной целью использования сбережений населения должно быть инвестирование реального сектора и социальной инфраструктуры экономики, развитие которых будет способствовать повышению уровня реальных доходов и рациональной занятости, улучшению условий жизнедеятельности людей. При этом государство призвано создавать правовые и организационные основы для реализации механизма вовлечения финансовых средств населения в экономический оборот; осуществлять надзор за деятельностью структур, работающих со средствами населения, выступать гарантом прав и интересов собственников этих средств.

Сбережения — это не использованная за определенный период часть денежного дохода физического лица или семьи, элемент оборота денежных доходов населения.
Виды сбережений
Основными составляющими финансовых активов населения являются:
. вклады и депозиты в банках в рублях и валюте, в том числе на пластиковых картах;
. наличные деньги на руках у населения;
. вложения населения в ценные бумаги;
. запасы средств населения в наличной валюте;
. резерв страховых взносов населения.
Сбережение — это потенциальный доход, через определенный промежуток времени. Деньги, положенные на выбранный вами депозит в банке, даст вам возможность, в соответствии с заключенным договором между вкладчиком и банком, снимать проценты один раз в месяц, или в квартал, или через определенный срок снять всю сумму с приращением. Сбережения постоянно возрастают, так как процент по вкладам присоединяется к положенной сумме и через определенный срок новые проценты начисляются уже на базе новой суммы и т. д. Это видно из примера: допустим, что положено в банк 1000 руб. под 10 % годовых. Через год сумма этого вклада выросла до 1100 (1000 + 100), а еще через год до 1210 руб. (1100 + ПО) и т. д. Сбережения как элемент остатка от расходов семьи могут охватить срок жизни не только данной семьи, но и последующих поколений. Сбережения являются отражением уровня жизни в стране и основой экономического развития как источник инвестирования и кредитования хозяйства. В семейном бюджете происходит перераспределение дохода. Часть денег не направляется на приобретение отдельных товаров или услуг, а идет на сбережение, т. е. они из сферы потребительского рынка направляются в сферу оборота денежных ресурсов, благодаря чему возникают дополнительные стимулы экономического развития. Образование сбережений приводит к сокращению спроса за наличные деньги, что препятствует росту цен и влияет на сокращение инфляции.
У экономистов есть хорошая поговорка о хранении сбережений: «В одной корзине все яйца не хранят». Имеется в виду, что все наши сбережения нецелесообразно хранить в одном месте. Можно часть денег положить в банк как депозит, в рублях или в иностранной валюте, или купить акции определенного, привлекательного производства. Если семья купила некоторый пакет акций, то при условии нормальной работы акционерного общества можно ожидать в конце каждого финансового года дивиденды (часть прибыли, полученной предприятием), что также является приращением семейного бюджета. Правда, нужно помнить, что акции покупать желательно крупным пакетом: это даст достойные дивиденды.

Прирост финансовых активов — величина, которая состоит из прироста (уменьшения) вкладов на счетах граждан, денег на руках у населения, расходов на приобретение ценных бумаг, иностранной валюты, изменение средств на счетах индивидуальных предпринимателей, изменение задолженности но кредитам.

Показатель предельной склонности к потреблению - показатель, который определяет склонность общества к потреблению, когда наблюдаются высокие по сравнению с ростом дохода темпы роста потребления.

Показатель предельной склонности к накоплению - показатель, характеризущий соотношение потребления и накопления.

Расходы на потребление

На потребление расходуется основная часть доходов домашнего хозяйства в России. Обобщенные статистические данные позволяют сказать, что расходы составляют 60-80% совокупного дохода усредненного домашнего хозяйства РФ.

Существуют различные варианты классификации расходов домашних хозяйств на потребление. В одном из вариантов потребительские расходы состоят из 14 групп: расходы на питание; приобретение одежды; на жилище; домашнее убранство; постельные принадлежности; галантерею; санитарию и гигиену; посуду; образование и воспитание; культуру; здоровье и отдых; пассажирский транспорт; услуги связи; алкогольные напитки и табачные изделия. Такое деление не соответствует взятому нами за основу функционально-временному критерию классификации расходов домашнего бюджета. В соответствии с этим критерием расходы домашнего хозяйства на потребление целесообразно подразделить прежде всего на две статьи: текущие расходы и капитальные расходы.

К текущим расходам домашнего хозяйства следует отнести расходы на приобретение продовольственных товаров, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода (обувь, одежда и т.п.), а также оплату периодически потребляемых населением в течение всей жизни услуг (например, услуг парикмахерской, прачечной, стоматолога).

Капитальные расходы включают в себя затраты на приобретение непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на мебель, приобретение жилья, транспортных средств и т.д.). К этой же статье следует отнести затраты на услуги, которые участники домашнего хозяйства потребляют достаточно редко, а результат этих услуг, напротив, оказывает на них существенное влияние и определяет их жизнь в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на образование, на медицинскую операцию, на туристическую путевку и т.д.).

Статистические данные говорят о том, что основную часть расходов на потребление в России составляют текущие расходы, причем на оплату продовольственных товаров уходит примерно половина располагаемых всеми домашними хозяйствами доходов. В США они составляют не более 20% общей суммы располагаемых доходов.

Общая сумма расходов на потребление зависит от целого ряда факторов, которые с точки зрения области возникновения можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним факторам следует отнести (в порядке значимости): величину совокупных денежных доходов домашнего хозяйства; степень обеспечения потребностей домашнего хозяйства за счет ведения натурального хозяйства; уровень организации ведения бюджета домашнего хозяйства; уровень материальных и духовных потребностей членов домашнего хозяйства. Внешними факторами являются: уровень розничных цен на потребляемые домашним хозяйством товары и услуги; величина государственных дотаций, направляемых на финансирование медицины, образования, транспорта и т.д.; сумма налогов других обязательных платежей домашнего хозяйства; уровень развития потребительского кредита в национальной экономике и др.

Обязательные платежи домашних хозяйств

Обязательные платежи домашнего хозяйства сокращают его реальные доходы. Чем больший объем денежных средств расходуется домашним хозяйством по этой статье, тем меньше денежных средств оно может направить на текущее потребление и сбережение. Величина этой статьи в бюджетах отдельных домашних хозяйств значительно меняется как в абсолютном выражении, так и относительно других расходных статей в диапазоне от 31 до 13% (см. табл. 14.2).

Если в качестве критерия классификации взять функциональную направленность обязательных выплат, то их можно разделить на две основные группы. К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц, ко второй — коммунальные и другие платежи населения. Кроме того, к обязательным платежам домашнего хозяйства следует отнести возврат основной суммы полученного в банке кредита и выплату процентов по нему в том случае, если домашнее хозяйство использовало такой способ финансирования своего существования в дополнение к традиционным способам, а также страховые взносы в том случае, если участники домашнего хозяйства пользуются услугами личного или имущественного страхования, выступая при этом страхователями.

В рамках распределительной функции государственных финансов домашнее хозяйство как один из субъектов финансовых отношений обязано выплачивать налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством. На первый взгляд сокращение выплачиваемых домашним хозяйством налогов и сборов соответствует его экономическим интересам. Однако нужно иметь в виду, что налоги и сборы, выплачиваемые физическими лицами, — одна из доходных статей централизованных денежных фондов, средства которых в условиях развитой экономики направляются в том числе на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности домашних хозяйств.

Применяя налоги и сборы с физических лиц в качестве одного из инструментов экономической политики, государство, во-пер- вых, обеспечивает необходимые поступления в бюджеты разных уровней; во-вторых, оказывает влияние на структуру бюджетов домашних хозяйств путем стимулирования рационального для общества использования получаемых доходов; в-третьих, перераспределяет часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения.

Система основных отношений домашнего хозяйства но поводу выплаты прямых налогов и сборов с бюджетами разных уровней представлена на рис. 14.3.

Центральное место в системе налогообложения домашних хозяйств занимает налог на доходы физических лиц. В гл. 3 приведено достаточно подробное описание этого налога, основанное на действующем законодательстве, поэтому в данной главе мы не будем возвращаться к его характеристике. Подчеркнем лишь, что потенциальными плательщиками этого налога в Российской Федерации являются более 80 млн человек, а в общем объеме бюджетных поступлений РФ в настоящее время этот налог составляет около 13% (во Франции — 17%, в США-до 60%).

Рис. 14.3. Основные налоги и сборы, включаемые в расходы домашних хозяйств

Для многих городских и районных бюджетов этот налог до 2001 г. был основным источником прямого финансирования; в настоящее время отчисления в полном объеме поступают в федеральный бюджет, затем определенная их часть перераспределяется в бюджеты разных уровней. Налог на доходы физических лиц выплачивается ежемесячно, сумма сделанных выплат ежегодно корректируется в соответствии с установленными НК РФ требованиями.

Вторым по значению после налога на доходы физических лиц для домашнего хозяйства является . Налог на имущество вносится два раза в год к 15 сентября и к 15 ноября. Это местный налог, но его уплата обязательна для всей территории России. Налогом облагается находящееся в собственности физических лиц недвижимое имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, другие строения и сооружения, а также часть движимого имущества: лодки, катера, самолеты и другие водно-воздушные транспортные средства, за исключением весельных лодок.

К имущественным налогам тесно примыкает транспортный налог. Его выплачивают граждане, владеющие грузовым или легковым автотранспортом, не подлежащим обложению налогом на имущество.

В некоторых случаях в расходную часть бюджета домашнего хозяйства приходится включать [[Государственная пошлина|государственную пошлину ]] - обязательный платеж, взимаемый с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды разных инстанций; за государственную регистрацию актов гражданского состояния; за выдачу документов уполномоченными на это органами или должностными лицами.

Размер пошлины устанавливается в широких пределах в зависимости от характера юридических действий или выдаваемых документов. Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством могут устанавливать на своей территории местные налоги (сборы) на физических лиц:

  • целевые сборы с граждан на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели. Эти сборы с физических лиц не могут превышать 3% от 12 установленных законом МРОТ;
  • сбор с владельцев собак (не может превышать в год 1/7 части МРОТ):
  • сбор на выдачу ордера на квартиру (ставка поставлена в зависимость от площади и качества жилья, максимальный размер сбора не может превышать 75% МРОТ);
  • сбор за уборку населенных пунктов (величина не имеет законодательных ограничений);
  • курортный сбор и др.

Необходимо отметить, что налоги и сборы с физических лиц, краткая характеристика которых приведена в данной главе, составляют не полный перечень возможных выплат домашнего хозяйства в бюджеты разных уровней. Подчеркнем также и то, что домашнее хозяйство выплачивает налоги и сборы, только если участники домашнего хозяйства совершают определенные правовые действия.

Кроме прямых налогов домашние хозяйства выплачивают и косвенные налоги. Прямые налоги, о которых уже говорилось, — это лишь небольшая часть всех налогов, уплачиваемых участниками домашних хозяйств. Основная доля налогов, поступающих от физических лиц в государственную казну, приходится на «невидимые» (косвенные) налоги, содержащиеся в цене товара и выплачиваемые при его покупке. К ним относятся НДС, акцизы. Уровень товарных цен увеличивают не только косвенные, но и прямые налоги: социальный платеж, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, таможенные пошлины и ряд других федеральных, региональных и местных налогов, которые в общей сложности увеличивают цену товара (работ, услуг) примерно в полтора-два раза.

Еще одна статья обязательных расходов домашнего хозяйства - коммунальные и другие ежемесячные платежи населения. Размер этой статьи зависит от местонахождения домашнего хозяйства. Очевидно, что жители крупных городов потребляют большее количество коммунальных услуг, чем жители небольших населенных пунктов. Так, семья, проживающая в шестиэтажном кирпичном доме в Москве, должна ежемесячно платить за техническое обслуживание квартиры, эксплуатационные услуги, холодную и горячую воду, отопление, вывоз мусора, обслуживание лифта, содержание радиоточки, антенны, газ, санитарное содержание территории, а семья, имеющая собственный дом в деревне, не производит большую часть этих платежей. В том случае, если расходы на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства превышают 22% совокупного дохода домашнего хозяйства за истекшие три месяца, оно может получить соответствующую субсидию из бюджета. Отметим также, что домашние хозяйства в России выплачивают неполную стоимость жилищно-коммунальных услуг, поскольку часть стоимости дотируется из местных бюджетов.

Кроме коммунальных платежей домашние хозяйства должны ежемесячно оплачивать потребленное ими электричество, услуги городской и междугородной телефонной связи. Доля этой части обязательных выплат домашнего хозяйства составляет в настоящее время около 13% общей суммы расходов российских домашних хозяйств. В ближайшее время можно прогнозировать увеличение этой статьи расходов домашних хозяйств в связи с проводимой жилищной реформой и дальнейшим ростом индивидуального жилищного строительства.

Оставшаяся после выплаты налогов, сборов, коммунальных и других ежемесячных платежей часть совокупных доходов домашнего хозяйства поступает в его полное распоряжение (располагаемые доходы) и расходуется в целях удовлетворения совместных и индивидуальных потребностей его участников.

Денежные сбережения домашних хозяйств, или прирост финансовых активов

Подобно предприятию, — это самостоятельно хозяйствующий субъект, т.е. полностью зависит от результатов собственной деятельности. В связи с этим рациональное ведение домашнего хозяйства, обеспечение непрерывности его развития в условиях рынка невозможно без создания различных денежных фондов. Поданным Банка России, сбережения в 2009 г. составляли около 13,4% совокупного дохода домашних хозяйств.

Значение денежных сбережений велико не только с точки зрения домашнего хозяйства. Сбережения населения — это важный источник стабильности национальной экономики. По разным оценкам, вклады физических лиц в банках России на 1 января 2010 г. составили 7485 млрд руб. Для сравнения: общий объем государственного долга РФ на 1 января 2011 г. составит 5689,3 млрд руб., или 15,6% ВВП. Сбережения населения — это важный инвестиционный ресурс для российских предприятий (напомним, что уровень изношенности варьирует в пределах от 30 до 70%, при этом реализация подавляющего большинства инвестиционных программ сдерживается из-за отсутствия доступных источников финансирования).

Денежные фонды домашнего хозяйства возникают в результате сбережения и накопления населением денежных средств. Источником их формирования служит располагаемый доход домашнего хозяйства. Целевое назначение этих фондов может быть различным. Можно выделить как минимум три мотивационные установки, определяющие процесс сбережения в домашних хозяйствах:

  • создание страхового резерва для поддержания обычного уровня текущего потребления в случае снижения по тем или иным причинам величины располагаемого дохода;
  • создание денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов, связанных с приобретением дорогостоящих предметов длительного пользования;
  • создание денежного фонда для его дальнейшего инвестирования в целях повышения уровня дохода домашнего хозяйства (вложение средств в недвижимость, акции, облигации и т.д.) — индивидуальное накопление.

Соотношение расходов на потребление и накопление. Величина доходов представляет собой важный фактор увеличения сбережений. Один из предметов экономической науки, изучающий финансы домашних хозяйств, — исследование доходов, потребления и накопления. Одним из законов, связанных с этой проблемой, является основной психологический закон Кейнса: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, но не в такой степени, в какой растет доход».

Более высокие по сравнению с ростом дохода темпы роста потребления определяются склонностью общества к потреблению.

Для характеристики этого явления используется показатель предельной склонности к потреблению (Marginal Propensity to Consu me - МРС ), которая определяется по формуле

МРС = АС: АY,

  • АС — прирост потребления;
  • А Y - прирост доходов.

Величина МРС показывает, какая часть прироста доходов направляется на потребление. Ее величина колеблется в диапазоне от 0 до 1:0 <МРС< 1.

Если МРС = 0, то весь прирост доходов идет на накопление, если МРС = 1, то весь прирост дохода идет на потребление.

Другой показатель, применяемый для характеристики соотношения потребления и накопления, называется предельной склонностью к накоплению (Marginal Propensity to Save - MPS ):

  • AS — величина прироста сбережения;
  • АY — прирост доходов.

ЕслиMPS = 0, то весь доход идет на потребление, еслиMPS= 1, то весь прирост дохода идет на накопление.

Поданным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, в 2008 г. 15% россиян использовали сбережения на ремонт квартир, менее 1% россиян купили загородные дома, акции, пай в инвестиционных фондах, доли в строящихся домах, квартиру, земельный участок или гараж.

Цель, которую домашние хозяйства пытаются достигнуть в процессе сбережения, во многом определяет и форму денежных сбережений населения. Выделяют две основные формы сбережений:

  • неорганизованные сбережения;
  • организованные сбережения.

К первой форме следует отнести наличные деньги на руках у населения в рублях и иностранной валюте. Ко второй — денежные средства населения, размешенные на счетах по вкладам в коммерческих банках, вложенные в акции, облигации различных предприятий и другие финансовые инструменты.

Российские домашние хозяйства предпочитают неорганизованные сбережения. По данным Банка России, в IV квартале 2009 г. вклачы в банках и вложения населения в ценные бумаги составили 13,5% общей суммы сбережений; доля неорганизованных сбережений была равна 86,5%, при этом в иностранную валюту было вложено 48,8%, в отечественную — 28,9%; тезаврация (т.е. вложение в драгоценные металлы) составила 8,8%.

Общая величина сбережений домашних хозяйств, а также пропорции, в которых они делятся на организованные и неорганизованные, определяются:

  • факторами внутреннего характера, связанными с приоритетами в потребительских расходах, их уровнем и структурой;
  • специфическими факторами внешнего характера, в частности, уровнем доверия населения к банковской системе, совершенством государственной системы страхования частных вкладов, уровнем законодательного обеспечения операций на рынке ценных бумаг, банковских операций, пенсионного обеспечения, страхового дела.

Низкий уровень организованных сбережений отражает степень доверия российских домашних хозяйств к отечественным банкам, предприятиям и государству. В условиях развитой экономики домашние хозяйства большую часть своих активов размещают на банковские счета или вкладывают в финансовые инструменты.

В число сберегательных инструментов, предлагаемых в настоящее время отечественным финансовым сектором, входят:

  • наличные рубли;
  • наличные доллары или евро;
  • рублевые и долларовые вклады в Сбербанк России, другие коммерческие банки;
  • государственные и корпоративные ценные бумаги;
  • акции предприятий;
  • недвижимость;
  • паевые инвестиционные фонды (ПИФЫ).

Однако для мелких вкладчиков удачно вложить деньги на финансовом рынке практически невозможно, за исключением наличных денег и банковских вкладов. Остальные инструменты имеют высокие входные барьеры, которые связаны либо с требованиями к минимальным размерам инвестиций (ПИФЫ), либо с необходимостью иметь специальные знания, время и опыт (самостоятельная покупка ценных бумаг), либо и с тем и другим одновременно.

Сбережения населения занимают особое место среди экономичес­ких явлений, поскольку находятся на стыке интересов граждан, го­сударства и организаций, специализирующихся на предоставлении финансовых услуг.

С одной стороны, сбережения являются важнейшим показателем уровня жизни, непосредственно связанным с потреблением, дохода­ми и расходами населения.

С другой стороны, сбережения населения представляют собой ценный ресурс экономического развития, источник инвестирования и кредитования хозяйства.

Следствием процесса трансформации сбережений населения в инвестиции является перераспределение платежеспособного спроса из сферы потребительского рынка в сферу оборота денежных ресурсов предприятий, благодаря чему возникают дополнительные стимулы экономического развития. Образование сбережений приводит также к временному связыванию доходов населения, замедлению движения денег по каналам наличного оборота, препятствует росту цен, спо­собствует сокращению инфляции.

Наконец, личные накопления граждан являются предметом дея­тельности целого ряда финансовых и нефинансовых организаций, осуществляющих посреднические функции в движении капитала.

Экономисты определяют сбережения как доход после уплаты на­логов, не израсходованный на приобретение потребительских то­варов.

Понятие сбережений, сложившееся в России, неоднозначно. Сбе­режения - это неиспользованная за определенный период часть де­нежного дохода физического лица или семьи, элемент оборота де­нежных доходов населения. Одновременно, будучи приростной ве­личиной, возобновляемой, непрерывно присоединяемой к накоплен­ным результатам предыдущих лет, сбережения образуют финансо­вые активы семьи как часть ее общего дохода. В этом качестве сбережения - элемент остатка, денежная часть состояния семьи в пе­риод, близкий к неопределенному, поскольку он может охватить срок жизни не только данной семьи, но и предшествующих поколений.

«Превышение расходов и сбережений над доходами» или «превышение доходов над расходами и сбережениями» являются результативными статьями баланса денежных доходов и расходов и сбережений населения. В целом эти статьи характеризуют увеличение или уменьшение остатка денег у населения. По регионам превышение доходов над рас­ходами и сбережениями или превышение расходов и сбережений над доходами отражает не только изменение остатка денег у населения, но также вывоз или ввоз наличных денег населением из одного ре­гиона в другой (миграцию денег).

Превышение доходов над расходами и сбережениями может от­ражать как прирост остатка денег у населения, так и расход денег за пределами данного региона (республики, края, области). Превыше­ние расходов и сбережений над доходами может отражать как умень­шение остатка денег, так и ввоз денег из других регионов (республик, краев, областей). Превышение расходов над доходами и сбережения­ми возможно также при приросте остатка денег населения в случае, когда ввоз денег на данную территорию превышает сумму прироста остатка денег.

Соотношение между доходами и расходами, выраженное в пре­вышении расходной либо доходной части бюджета, является доста­точно стабильным показателем для того или иного региона и может прогнозироваться при условии постоянного мониторинга.

Являясь отложенным потреблением, текущий прирост сбереже­ний и накопленная сумма денежных активов образуют инвестицион­ный потенциал государства, привлеченный капитал коммерческих банков - резерв роста экономики и развития банковской системы.

Виды сбережений

Основными составляющими финансовых активов населения яв­ляются:

  • вклады и депозиты в банках в рублях и валюте, в том числе на пластиковых картах;
  • наличные деньги на руках у населения;
  • вложения населения в ценные бумаги;
  • запасы средств населения в наличной валюте;
  • резерв страховых взносов населения.

В табл. 5.5 представлена структура прироста денежных сбереже­ний населения.

Та б л и ц а 5.5.

Структура прироста денежных сбережений (% к итогу)

Вид сбережений

Из данных табл. 5.5 видно, что доля покупки валюты в общей структуре денежных сбережений наиболее велика. По данным Банка России, на начало 1999 г. уполномоченные российские банки при­везли в страну и продали более 138 млрд долл. США (примерно столько же наличных, сколько обслуживает внутренний рынок самих США). Часть этих денег была переведена за границу, но, по эксперт­ным оценкам, у населения России остается 80-85 млрд. наличных долл. США.

Валюта как своеобразная «черная дыра» мощно впитала в себя наличность, снизив ее удельный вес с 72% в 1992 г. до 5-7% в 1996-1997 гг. При этом традиционный начальный этап повышения лик­видности денежных средств семейного бюджета путем перевода вкла­дов и депозитов в наличность (1992 г.) в дальнейшем органически включился в общий поток перераспределения средств в валюту. Рос­сия стала сферой прямых эмиссионных интересов Федеральной ре­зервной системы США, а банковская система России лишилась более половины резервов населения.

Наличные деньги и запасы средств в валюте относятся к неор­ганизованным формам сбережений. Организован­ными следует считать сбережения, используемые как источник ин­вестиций. Это прежде всего сбережения во вкладах и ценных бумагах. Доля вкладов и депозитов населения в коммерческих банках, по дан­ным на 1 января 1999 г., составляет около 24% всех сбережений (вклю­чая валютные вклады). Доля финансовых активов физических лиц в ценных бумагах составляет всего 4%. Малые объемы вложений де­лают приобретение ценных бумаг (облигаций, сертификатов, акций, полисов) крайне неустойчивым, подверженным резким конъюнктур­ным колебаниям.

На этом фоне лишь страховая система как вид сбережений вы­глядит относительно развитой. Так, по данным Минфина России, в начале 1998 г. на российском рынке действовали 2334 страховые ком­пании. Общая сумма страховых взносов в 1997 г. составила прибли­зительно 5700 млн. долл. США. Но около 40% страхового рынка за­нимают обязательные страховые взносы. Кроме того, добровольное страхование активно используется российскими предприятиями для ухода от налогов.

В итоге половина возможных инвестиций отвлечена в долларовый запас. При общемировой тенденции роста вклада средств населения в национальное воспроизводство в России за 1992-1997 гг. произошло более чем двукратное его относительное снижение, причем пятикрат­ное - для возможностей национального воспроизводства. Если в 1990 г. Россия отставала от ФРГ по уровню этого показателя пример­но в 2,5 раза, то теперь отставание составляет уже почти 14 раз, от США- 18-20 раз.

В мире сбережения населения занимают около 80% в общем объе­ме инвестиционного капитала, а в России - всего 16%. Поэтому для оживления российской экономики привлечение денежных средств населения является одной из первоочередных мер. В этой связи сле­дует решить две проблемы:

  • развитие новых форм сбережений физических лиц;
  • защищенность сбережений населения.

Новые формы сбережений

Для развития сберегательного рынка создаются новые формы организованных сбережений, такие, как анонимные вклады, долгос­рочное страхование жизни, инвестирование в драгоценные металлы и др.

Отметим прежде всего инвестирование в драгоцен­ные металлы. Правила торговли золотом существенно различа­ются в странах мира. В Германии почти в каждом банке имеется отдел по продаже золота в виде небольших слитков. Во Франции ши­роко известны «облигации Жискара», которые обеспечены золотом. В США с 1975 г. возобновлена продажа золота гражданам. В России также разрешена продажа золота населению, но этот вид сбережений пока не получил массового распространения.

Анонимные вклады - вклады населения в коммерческих банках, не требующие документов, удостоверяющих личность. Имя вкладчика может быть неизвестно даже банку. Схема получения денег сходна с получением средств со счета на предъявителя или с пластиковой кар­точки.

Счета по анонимным вкладам могут быть открыты в любом банке, действующем на территории России, в том числе и в филиалах ино­странных банков. Сумма вклада не ограничена. Кроме того, поскольку личность вкладчика установить нельзя, на средства, размещенные на счетах, невозможно наложить арест по решению суда. На анонимные счета будут привлечены значительные средства вкладчиков.

Развитие долгосрочного страхования жизни может выполнять несколько функций: источника инвестиционных ресур­сов; барьера утечки инвестиций за рубеж; элемента системы соци­альной стабильности в обществе и социальной защищенности граж­дан.

Долгосрочное страхование жизни широко применяется для реше­ния инвестиционных проблем в экономически развитых странах. Так, по данным НИФИ Минфина России, в США до 30% общего объема инвестиций приходится на финансовые средства, привлекаемые с по­мощью страхования жизни.

Чтобы развивать долгосрочное страхование жизни в России, не­обходимо соблюдать два условия. Первое из них - создание для стра­хователей налоговых стимулов. Для предприятий, заключающих до­говоры страхования жизни на срок не менее пяти лет, взносы по стра­хованию должны включаться в состав издержек производства, что су­ществует во многих странах мира. Для граждан, заключающих ана­логичные договоры, страховой взнос должен быть исключен из со­вокупного облагаемого дохода.

Второе условие - использование инвестиционных ресурсов, при­влекаемых с помощью страхования жизни, в российской экономике. Для этого необходимо:

  • взносы по долгосрочному страхованию жизни относить на про­изводственные издержки предприятия только в том случае, когда такие договоры заключены с российскими страховщиками;
  • суммы взносов по страхованию жизни, переданные в перестра­хование иностранным компаниям, не изымать из налогооблагаемой базы российских страховщиков;
  • из совокупного облагаемого дохода физических лиц исключить взносы по долгосрочному страхованию жизни, если они уплачены в национальные страховые компании.

Защищенность сбережений

Особенностью сбережений в России является неразвитость сис­темы их защиты. Нельзя сказать, что интересы физических лиц в рос­сийской банковской практике совсем не защищаются. Согласно ст. 9, 168, 178, 179 ГК РФ банк обязан выплатить денежные вклады на­селения по первому требованию и в полном объеме. Статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, либо должностных лиц этих органов, дол­жен возмещаться за счет казны. Защита вкладов населения в России осуществляется в соответствии с законодательством о защите вкладов населения.

Мировой опыт свидетельствует, что нередко в целях обеспечения гарантий для частных вкладчиков правительством проводится полная или частичная национализация системы сберегательных учреждений. Другой, более либеральный вариант связан с введением обязательного страхования депозитов в коммерческих банках.

Многие страны уделяют большое внимание защите прав частных вкладчиков. Во всех ведущих развитых странах и в некоторых госу­дарствах Восточной Европы действует система обязательного страхо­вания депозитов. Она предусматривает, что в случае банкротства или иного прекращения платежей банком, где вкладчик хранит свои день­ги, ему выплачивается компенсация в пределах определенной суммы.

В США застрахованная сумма самая высокая - 100 тыс. долл. Любой депозит частого лица или фирмы в любом банке, входящем в Федеральную корпорацию по страхованию депозитов (ФКСД), гаран­тированно возмещается в размере до этой суммы. В ФКСД в обяза­тельном порядке входят все банки - ее члены, а также банки, добро­вольно пожелавшие присоединиться к этой организации. Страховой взнос, необходимый для вступления в ФКСД, составляет 1/12 каждого процента общих банковских депозитов. Банки, заинтересованные в привлечении вкладов, идут на такие расходы.

Главный принцип, заложенный в страхование депозитов, - за­щитить неискушенного вкладчика, который не в состоянии оценить степень риска операций, проводимых банком. Исходя из этого прин­ципа, различные страны и устанавливают минимальные страховые суммы.

Систему страхования депозитов целесообразно создать и в России Банки, которые войдут в эту систему, понесут определенные затраты на создание страховых резервов. Однако восстановление доверия граждан к российской банковской системе оправдывает эти затраты.

Выводы

1. Повышение эффективности государственного регулирования доходов и заработной платы предполагает совершенствование методики балансового метода прогнозирования, субординации индикаторов доходов и расходов на­селения

2. По мере завершения перехода к рынку в структуре денежных доходов населения возрастает удельный вес доходов от собственности и предприни­мательской деятельности

3. Тенденции социально-экономического развития свидетельствуют об изменении структуры доходов и расходов, повышении роли сбережений как источника инвестиций в реальный сектор экономики.


Навигация

« »

Взаимная зависимость накоплений населения и инвестиций представляет собой одну из актуальных тем, изучаемых современной отечественной экономикой. При разборе данной проблемы можно предсказать пути дальнейшего развития сберегательного процесса в нашей стране и обнаружить наиболее оптимальные формы и методы его управления, варианты эффективного использования сбережений населения на рынке инвестиционных ресурсов, создание таких социальных факторов, которые бы способствовали эффективному образованию сбережений населения. Действительность российского финансового кризиса 2008 года отражает тот факт, что недостаточная сфокусированность к проблемам образования накоплений граждан, отсутствие соответствующего государственного контроля за деятельностью финансово-кредитных учреждений, которые работают с этими средствами, служит причиной больших негативных последствий, происходящих в первую очередь, в социальной сфере. Задача сохранения и приумножения своих сбережений затрагивает почти каждого человека.

Проблемы инвестиционных ресурсов являются основными и трудноразрешимыми для российской экономики в целом. Для того чтобы удовлетворить инвестиционные потребности, поиск источников финансирования ведется как со стороны государства, так и со стороны финансовых сообществ. В основном они стараются привлечь иностранный капитал, а вот недостаточно использованным мощным источником остаются сбережения населения. Это все объясняется тем, что население не доверяет банкам и другим финансовым инструментам, то, что уровень доходности вкладов низок и то, что у населения финансовая грамотность практически на нулевом уровне, поэтому у населения на руках остается огромная доля сбережений.

Для того чтобы обеспечить экономический рост в государстве, необходимо чтобы произошла структурная перестройка экономики. Опыт различных стран показывает, что перестройка достигается только за счет того, что привлекаются значительные инвестиционные ресурсы в наиболее значительные сектора экономики. Поэтому инвестиции можно представить как вложения «лишних» денег населения в разнообразные объекты инвесторов для достижения их поставленных целей, которые приводят к накоплению капитала. А «лишние» деньги населения, которые остаются после потребления, можно представить в виде сбережений.

В условиях, когда события развиваются более благоприятно, экономика развивается стабильно, некоторая часть накоплений действительно трансформируется в инвестиции. Но неоднородное положение экономики в стране, состояние кризиса, повышенная инфляция приводят к тому, что некоторая доля накоплений не трансформируется в инвестиции, не включается в инвестиционный процесс, а применяется на товарные запасы или тратится на покупку иностранной валюты. Другая доля накоплений устремляется в сферы, в которых ждут получение высокой прибыли.

Сбережения в отдельных трудах сопоставляют с доходами, получаемыми посредством семейных хозяйств. Следовательно, какая-то доля суммы, которая находится в распоряжении населения, на которую не покупают товары и из которой не уплачивают налоги, называется сбережениями. Дж. Кейнс представлял сбережения как доходы, превышающие потребление, он говорил, что: «Помимо сбережений, накапливаемых отдельными лицами, значительная часть доходов сберегается центральными правительствами и местными органами власти, коммерческими корпорациями и прочими учреждениями и организациями».

Выделяют еще один вид сбережений, который представляет собой превышение доходов над затратами производства, или по-другому, прибыль предприятий. Полученная прибыль может полностью или частично быть распределена между собственниками такой фирмы и превратиться в их личный доход. Оставшаяся же часть прибыли остается в распоряжении организации и становится, своего рода, сбережением. Следовательно, на предприятиях, в домашних хозяйствах образуется запас в виде сумм денежных средств, которые остались после потребления. Следовательно, личные доходы населения, прибыль предприятий, которая нераспределена, и некоторую часть государственного бюджета, можно представить как сбережения всего общества. Предприятия в основном вкладывают имеющиеся у них сбережения в активы, которые расширили бы их основное производство, а домашние хозяйства, наоборот, стремятся путем вкладывания сбережений повысить уровень жизни, который имеется у них на данный момент, и все это происходит через различные финансовые инструменты.

Малое предпринимательство представляет собой одно из основных путей использования накоплений населения. Вклад денежных накоплений населения в «сотворение» нового дела, особенно в производственной сфере, обозначает ни что иное как инвестирование малого бизнеса, и получается, что повышенное внимание уделяют как инвесторы, так и производители.

Сбережения населения существуют в двух формах: организованной и неорганизованной. Неорганизованная форма сбережений считается как бы «потерянной» для экономики, поэтому более значимой в экономическом плане для инвестиционных процессов являются организованные формы сбережений. И поэтому, чтобы сбережения, которые находятся у населения на руках стали инвестиционными ресурсами, необходимо создать такие условия, при которых они трансформировались бы из неорганизованных в организованные формы. Вклады населения на экономические процессы влияют многообразно. Они выступают и в качестве источника финансовых ресурсов кредитных организаций, и влияют на процессы, которые происходят на рынке недвижимости, товарном и валютном рынках, и являются важными источниками образования инвестиций в экономике. Только после того как сбережения превратятся в инвестиционные ценные бумаги или в инвестиционные кредиты, тогда они станут инвестициями. Но трансформации сбережений в инвестиции препятствуют некоторые причины. Это может быть и то, что население считает надежными формами сбережений приобретение инвестиций, вложения в недвижимость, потребительские кредиты, вложения в страховые компании и др., и то, что низкий спрос населения на ценные бумаги связан с низкой доходностью и высокими рисками. Не способствуют привлечению сбережений населения в банки и низкие ставки по депозитам, и недостаточная защита и надежность вкладов населения и др. Сберегательные активности населения повышает наличие механизма защиты интересов вкладчиков.

Можно сказать, что сбережения это важный показатель, элемент уровня жизни, который связан с имеющимися доходами и расходами населения, а так же это один из самых важных источников кредитования и инвестирования экономики.

Вообще люди начинают сберегать исходя из различных потребностей и мотивов, которые побуждают их делать эти сбережения. К ним можно отнести, например, покупку дорогостоящего жилья или машины, цена которого намного превышает имеющиеся в распоряжении деньги, или, чтобы сохранить тот уровень потребления, который был у них до того или иного момента в жизни, или же чтобы получить в будущем доход, вложив их, например, в ПИФы и т.д. Таким образом, получается, что сбережения используются для максимизации благосостояния, чтобы для субъектов сбережения обеспечить экономическую безопасность, то есть, они должны быть инвестированы. Когда сбережения накапливаются, то это является своеобразным «намеком» к их дальнейшему инвестированию, то есть к накоплению капитала в будущем.

Если, например, вырастет уровень жизни населения, который зависит эффективной политики государства, то это может привести к увеличению сбережений, и тем самым можно будет решить многие проблемы, связанные с трудностями, возникающими у кредитных учреждений с ресурсами, и инвестированием экономики. Значит, для того чтобы экономика развивалась стабильно, нужно чтобы была обеспечена наименьшая дифференциация в уровнях доходов населения, так как для любых экономик сбережения населения являются основными источниками ресурсов в долгосрочной перспективе. Помимо того что сбережения оказывают благоприятное влияние на развитие экономики в целом, они еще и в условиях кризиса, вызванный различными причинами, могут обеспечить необходимый запас прочности.

О сохранении позитивных тенденций развития банковского сектора Республики Башкортостан по итогам I полугодия 2013 года свидетельствуют основные показатели деятельности банков. Основным источником расширения ресурсной базы стали средства населения, что обусловлено сохранением роста денежных доходов населения, устойчивым процессом восстановления доверия к банковскому сектору. Сохраняется тенденция к перераспределению активов в сторону розничного сегмента банковских услуг – отмечается устойчивый рост кредитных и депозитных услуг, предоставляемых населению (годовой темп прироста кредитов населению – 38,8%) при сокращении задолженности по кредитам юридическим лицам на 0,5%.

Уровень кредитного риска остается умеренным. Удельный вес просроченной задолженности в целом по банковскому сектору республики снизился с 4,0% на 01.01.2013 до 3,5% на 01.07.2013 (по Российской Федерации – 4,3%).Несмотря на проведение инорегиональными банками политики оптимизации региональной сети своих подразделений, сложившийся уровень обеспеченности республики банковскими услугами сохраняется. В то же время, в связи с преобразованием крупных филиалов двух инорегиональных банков, действующих на территории республики, в операционные офисы, и отражением проводимых ими операций на балансе филиалов, расположенных в другом регионе, отмечается уменьшение величины сальдированных активов банковского сектора республики с начала года на 7,0 млрд руб. (1,7%).

Таблица 1. Структура банковской сети на территории Республики Башкортостан по видам подразделений за 2013г.

Показатели

Изменения за

I полугодие 2013 г.

Головные офисы

Филиалы кредитных организаций

Республики Башкортостан

Филиалы кредитных организаций

других регионов

В том числе, филиалы Сбербанка

Представительства

Дополнительные офисы

Операционные офисы

Операционные кассы

Кредитно-кассовые офисы

Передвижные пункты

кассового обслуживания

По таблице 1 видно, что общее количество банковских подразделений на территории Республики Башкортостан за I полугодие 2013 года увеличилось на 20 единиц, а банковская сеть состоит из 1517 банковских подразделений. Все это обусловлено открытием множества операционных и кредитно-кассовых офисов и сокращением количества филиалов и операционных касс вне кассового узла.

Уровень институциональной обеспеченности Республики Башкортостан банковскими услугами в целом сохраняется. Количество жителей на 1 банковское подразделение по республике составляет 2,7 тыс. человек, по Российской Федерации – 3,0 тыс. человек. Индекс институциональной насыщенности банковскими услугами по сравнению с началом года не изменился и составил 1,0 на 01.07.2013, что характеризует институциональную насыщенность как 100% от уровня беспеченности в целом по Российской Федерации (уровень обеспеченности по республике превышает средний показатель по Приволжскому Федеральному округу – 0,95 на 01.01.2013). I полугодие 2013 года характеризовалось сокращением совокупной величины привлеченных ресурсов, сформированных за счет средств на счетах клиентов, векселей и банковских акцептов, средств, привлеченных на межбанковском рынке, – на 3% или 10,8 млрд.руб. Ресурсная база банковского сектора республики (на 01.07.2013 – 352,8 млрд.руб.) пополнялась за счет притока средств населения, объем которых вырос за полугодие на 9,4% (18,4 млрд.руб.) до 214,6 млрд.руб., тогда как объем средств, привлеченных от предприятий и организаций, сократился на 15,9% (21,4 млрд.руб.), средств бюджетов – на 21,1% (4,9 млрд.руб.). Наряду с отрицательной динамикой средств юридических лиц отмечается сокращение на 44,5%, или 2,5 млрд.руб. средств, привлеченных кредитными организациями на межбанковском рынке. В результате сохранения в динамике источников ресурсной базы тенденций прошлого года, в структуре привлеченных ресурсов в I полугодии 2013 года продолжились изменения. В ресурсной базе банковского сектора республики возросла доля вкладов физических лиц – до 60,9% (54% на 01.01.2013, 49% на 01.07.2012). При этом структура вкладов не претерпела существенных изменений: значительная часть депозитов населения приходится на долю срочных вкладов (до года, свыше 1 года). За I полугодие 2013 года совокупные срочные вклады выросли на 16,7 млрд.руб. (на 10,3%), что в абсолютном выражении превышает их прирост в I полугодии прошлого года (14,1 млрд.руб.). На 01.07.2013 срочные вклады населения составили в совокупности 178,1 млрд.руб., а их удельный вес в общем объеме привлеченных ресурсов увеличился с 44,4% на начало года до 50,5% на 01.07.2013. Одновременно отмечается рост депозитов населения до востребования (на 4,8%, или 1,7 млрд.руб.), остатки по которым составили 36,5 млрд.руб., или 10,4% привеченных ресурсов (9,6% на 01.01.2013).

В настоящее время наиболее развивающимся сектором рынка банковских услуг в Республике Башкортостан является рынок банковских депозитов, так как он связан с рынком вкладов населения. Значит, основными держателями ресурсов на долгосрочный период являются коммерческие банки, которые помимо этого еще и являются одним из важных составляющих фондового рынка как механизма преобразования сбережений населения в инвестиции. В качестве финансовых посредников они накапливают сбережения населения и преобразовывают эти средства в инвестиции. Займы банков, с другой стороны, для участников рыночных отношений являются самыми главными источниками инвестиций. В качестве ресурса инвестиций банковский кредит выступает только в том случае, если с его помощью обеспечивается расширенное воспроизводство основного капитала заемщика. И, даже, несмотря на то, что доходы по вкладам не превышают инфляцию, все равно для населения самыми популярными остаются банковские вклады, потому что из всех сберегательных инструментов финансовых институтов самым доступным остается практически только депозитный вклад. Но все равно сохраняется асимметрия информации на банковских рынках. Все это проявляется в том, что информация о финансовом состоянии и о возможном банкротстве банковских учреждений практически недоступна. Следовательно, из-за этого огромная часть сбережений сосредоточена вне банков и хранится в наличной форме. Именно поэтому банкам надо увеличить депозитные услуги, предназначенные для дальнейшего инвестирования и использовать те связи, которые они наладили с населением на рынке ценных бумаг, а также развить эффективную систему гарантии прав собственности вкладчиков.

Таблица 2. Депозитное обслуживание. Вклады физических лиц в Республике Башкортостан на 01.09.2013г.


По таблице 2 можно сказать, что населению присущ короткий период планирования, то есть в основном они вкладывают на срок от 1 года до 3 лет, а срок свыше 3 лет составляет весьма малую долю. Так, на 01.09.2013 депозиты срочностью свыше 1 года занимают 61,8% всех привлеченных вкладов, а на депозиты свыше 3 лет приходится только 10,4%. Это все объясняется тем, что существует достаточно внушительный объем организованных сбережений, социально значимые способы трансформации сбережений населения в инвестиции недостаточно развиты, отечественный фондовый рынок для российских компаний не так привлекателен и т.д.

Для того чтобы вовлечь сбережения населения в финансовый оборот, укрепить доверие населения к финансовым институтам, обеспечить стабильное развитие депозитных вкладов, необходимо создать такую законодательную базу, которая бы обеспечила сохранность и возврат вкладов населения. Нужно разработать политику по развитию рынка ценных бумаг, чтобы диверсифицировать ресурсы для кредитных учреждений, и вклады населения стимулировать за счет целевого использования. Все это будет способствовать трансформации сбережений в инвестиции. В зависимости от того какое учреждение будет финансовым посредником при трансформации сбережений населения в инвестиции зависит развитие экономики в дальнейшем.

В целях создания благоприятных условий для инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан в I полугодии т.г. были приняты:

– закон Республики Башкортостан от 01.07.2013 No701-з «Об Инвестиционном фонде Республики Башкортостан» (принят Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан 27.06.2013);

– постановление Правительства Республики Башкортостан от 26.02.2013 г. No59 «О Порядке подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) с участием Республики Башкортостан». В документе прописывается механизм инициирования, подготовки, координации и реализации проектов ГЧП исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Башкортостан;

– постановление Правительства Республики Башкортостан от 27.03.2013 No101 «О создании Экспертного совета по бюджетным инвестициям Республики Башкортостан». Основными задачами и направлениями деятельности совета являются разработка и рассмотрение предложений по стратегическому и приоритетному развитию сферы бюджетных инвестиций, принятие решений о проектировании и строительстве объектов со сметной стоимостью более 30 млн руб.

Получается, из всего этого можно сделать вывод, что сбережения и инвестиции взаимосвязаны между собой, так как сбережения это будущие инвестиции, а инвестиции это уже использованные и реализованные сбережения, направленные на достижение каких-либо поставленных целей.

В современной России отсутствует развитый и высокоэффективный механизм трансформации сбережений в инвестиции, соответствующий рыночному способу хозяйствования. Существующий механизм не способен обеспечить производственную сферу необходимыми ресурсами для достижения устойчивого экономического роста. В условиях рыночной экономики основная роль в трансформации сбережений в инвестиции принадлежит банковской сфере и фондовому рынку. Они осуществляют концентрацию и трансформацию сбережений на высококонкурентной основе. Банковская система России не располагает достаточными финансовыми ресурсами для кредитования производственной сферы. Это обусловлено недоверием к ней со стороны населения, ориентацией населения на сбережения в наличной иностранной валюте и отвлечением Центральным банком РФ средств в золотовалютные резервы.

Без политики государства, направленной на формирование адекватной потребностям населения информационной среды, которая стимулирует их активность к инвестициям, невозможно развитие ранка банковских депозитов. Поэтому, перед банковскими учреждениями должна стоять главная задача: провести образование и обучение клиентов, продвигать понятие банковская услуга, чтобы заинтересовать участников рынка в изменении уровня восприятия банковских продуктов.