Методы и приемы финансового контроля. Методы финансового контроля

Финансовый контроль и его роль в РФ

Финансовый контроль - это:

· совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации;

· неотъемлемая составная часть процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике;

· законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров - аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям:

1. Времени проведения;

2.Субьектам контроля;

3.Сфере финансовой деятельности;

4.Форме проведения;

5. Методам проведения.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль - это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

· в силу требований законодательства;

· по решению компетентных государственных органов.

Финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним, он призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации - это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций

Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Методы проведения финансового контроля

Основными методами проведения финансового контроля являются: проверки , обследования , анализ и ревизия .

Проверки осуществляются органами государственного финансового контроля, т.е. налоговыми органами и подразделяются на документальные (выездные) и камеральные . Документальную проверку проводят непосредственно на предприятии (организации) в присутствии их должностных лиц.

Источниками информации служат:

Первичные документы;

Регистры бухгалтерского учёта;

Бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчётность;

Сметы расходов и расчёты к ним;

Расчёты по налогам и другая документация.

I. Основной метод финансового контроля - это ревизия.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

В зависимости от особенности деятельности проверяемого объекта ревизионный процесс подразделяют на 4 этапа:

1. подготовительный;

2. собственно проверка;

3. систематизация и обработка материалов ревизии;

Акт ревизии традиционно состоит из трёх частей:

1. выводной, с названием ревизионной группы и ревизуемого объекта;

2. основной, с констатацией нарушений и обоснованием причин их возникновения;

3. заключительной, с окончательными выводами, заключениями, рекомендациями.

II . В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

III. Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

IV. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установ­ленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора - за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

V. Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

VI. Наблюдение (мониторинг ) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

Органы финансового контроля

В Российской Федерации функционирует довольно разветв­ленная система органов финансового контроля. Федеральные и региональные законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществ­ляют финансовый контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете, при рассмотрении отдельных во­просов исполнения бюджета, а также при утверждении отчетов об исполнении бюджетов.

Систему органов финансового контроля Российской Федерации образуют:

· Счётная палата России - высший орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации;

· Органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации;

· Органы муниципального финансового контроля

Государственный финансовый контроль можно подразделить (в зависимости от сферы действия) на подведомственный и внутриведомственный (сходные подразделения можно выделить и в муниципальном финансовом контроле). В этой классификации, в свою очередь, в зависимости от видов органов, осуществляющих его, выделяется финансовый контроль:

· представительных (законодательных) органов власти;

· Президента РФ;

· исполнительных органов власти общей компетенции;

· финансово-кредитных органов;

· ведомственный (внутриведомственный) контроль, дополняемый внутрихозяйственным (внутренним) контролем.

К органам осуществляющим финансовый контроль относятся:

I. представительные (законодательные) органы государственной власти и субъектов Федерации: Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ в лице соответствующих комитетов, а также Счетная палата;

II. в целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ действует специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента РФ;

III. органы исполнительной государственной власти общей компетенции – Правительство РФ, правительства и администрации субъектов Федерации;

IV. государственные органы, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ (федеральные службы – налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по» финансовому мониторингу, Федеральное казначейство), также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам;

V. банки (кредитные организации) – их функции в области финансового контроля в современный период существенно изменились.

Производные ценные бумаги

Производные ценные бумаги - это такие ценные бумаги, механизм выпуска и обращения которых связан с правом на приобретение или продажу на протяжении срока, установленного договором, ценных бумаг, других финансовых и/или товарных ресурсов. К таким бумагам относятся опционы, варранты, фьючерсные и форвардные контракты. Участников срочных контрактов принято называть контрагентами .

Опцион - один из видов ценных бумаг срочного контракта. Он является разновидностью сертификата и представляет собой самостоятельную ценную бумагу, с которой можно производить соответствующие операции по продаже или покупке, однако по истечении срока действия он теряет эти качества. Различают опционы продажи - право на продажу ценной бумаги и опционы покупки - право на покупку ценной бумаги.

Опционным свидетельством признается именная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца в сроки и на условиях, указанных в сертификате данного свидетельства и решении о выпуске их или решении о выпуске таких свидетельств, на покупку или продажу ценных бумаг.

Варрант (полномочие, доверенность) - свидетельство, выдаваемое товарными складами о приеме товаров на хранение. Данное свидетельство является юридическим документом, на основании которого товар может быть заложен или продан, по сути своей является тем же опционом, но не от посредника, а выпущенным самой организацией.

Фьючерсные контракты в отличие от опциона представляют собой твердое

обязательство по покупке или продаже ценной бумаги в указанный день по установленной цене в момент заключения контракта.Его общая схема предусматривает возможность прогнозирования цены на соответствующий товар или курс валюты , что позволяет застраховаться от перепадов цен и снизить потери от риска. Фьючерсный, контракт может быть в любой день закрыт путем проведения обратной сделки Операции по опционам, фьючерсным контрактам и другим видам ценных бумаг нередко совершаются между их участниками непосредственно на товарных и фондовых биржах.

Форвардный контракт предусматривает четко оговоренную фиксированную дату поставки предмета контракта по фиксированной цене, что, однако, не исключает для его участников возможности после уплаты заранее оговоренной суммы штрафа отказаться от исполнения обязательств

Общая характеристика производных ценных бумаг :

1) цены на такие бумаги базируются за счет той цены, которая лежит в основе их биржевого актива, такими активами могут быть другие ценные бумаги;

2)по форме обращение ценных бумаг, производные ценные бумаги аналогичны основным ценным бумагам;

3) существует ограничение этих бумаг по времени существования (несколько минут или несколько месяцев) в отличие от основных ценных бумаг (облигации – годы и десятилетия, акции – бессрочные);

4) по сравнению с другими ценными бумагами прибыль от купли – продажи производных ценных бумаг, можно получить при минимальных инвестициях, поскольку инвестор оплачивает только гарантийный взнос, а не всю стоимость актива.

Финансовый контроль осуществляется различными методами, которые представляют собой способы, приемы организации контрольных действий. Применение тех или иных методов финансового контроля преследует одну цель - проверку соответствия фактической финансовой деятельности действующему законодательству.

К основным методам финансового контроля относятся:

наблюдение;

проверка;

обследование;

Четкого перечня методов финансового контроля в законодательстве нет, однако все вышеназванные методы закреплены в нормативных правовых актах.

Наблюдение представляет собой визуальное ознакомление с объектом контроля. С помощью наблюдения можно определить направления финансовой деятельности предприятия, организа-ции, их организационную структуру управления, а также сделать предварительные выводы об их рентабельности, системе доходов и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точности определить финансовое состояние проверяемого объекта. Однако в большинстве случаев сделанные выводы являются достоверными, что подтверждается результатами непосредственной проверки. Наблюдение как метод финансового контроля используется и при осуществлении проверок, обследования и ревизии. Так, наблюдение применяется в качестве метода контроля финансового состояния организации при осуществлении процедуры банкротства.

В отличие от наблюдения проверка осуществляется непосредственно на объекте контроля с целью проверки соответствия учетных данных материальным ценностям в наличии. В то же время в ходе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и определяются меры по их устранению. Проверка является единичным контрольным действием, т. е. осуществляется единожды и предполагает исследование состояния дел организации на определенном участке деятельности. Вопросы организации и порядка проверки закреплены Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Результаты проверки оформляются специальным актом, с которым ознакомляют руководителя организации. По результатам проверки могут применяться различные меры воздействия дисципли-нарного, материального, административного и иного характера.

Обследование охватывает более широкий круг финансово-эко-номических показателей деятельности объекта. Оно проводится для определения финансового состояния, финансовой устойчивости и возможных перспектив развития организаций и предприятий. При обследовании не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте и т.д.

Анализ как метод финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования и т.п. Данный метод контроля отличается системным подходом и включает в себя статистические и экономико-математические аналитические приемы: сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных, относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный, табличный и графический методы, построение экономико-мате-матических моделей на базе расчетных коэффициентов. Наиболее широко анализ применяется для экономической оценки деятельности хозяйствующих субъектов или отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности, например, себестоимости продукции, расходов на реализацию и др. Особая роль анализа проявляется в системе управления государственными и местными финансами, поскольку его всестороннее проведение служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики, а также регулирования социально-экономических процессов. Например, в соответствии со ст. 1152 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из условий предоставления государственных и муниципальных гарантий является проведение анализа финансового состояния принципала.

Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных хо-зяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность за их осуществление.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

исполнение смет расходов;

использование бюджетных средств по целевому назначению;

обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

операции с основными средствами и нематериальными ак-тивами;

операции, связанные с инвестициями;

расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами и др.

Вопросы организации проведения и содержания ревизии регулируются различными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. № 42н «Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами». Ревизии имеют право проводить Счетная палата Российской Федерации, Федеральное казначейство, контрольно-ревизионные органы министерств и федеральных служб. Ревизии можно классифицировать по нескольким основаниям.

В ходе фактической ревизии осуществляется проверка наличия материальных ценностей, денежных средств.

По объему проверяемой деятельности ревизии делятся на комплексные и тематические. Комплексные ревизии охватывают все направления финансовой деятельности субъекта, а тематические применяются для проверки какой-либо одной сферы (например, правильное использование фонда заработной платы, расходование целевых средств и т.п.).

По времени проведения ревизии подразделяются на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и службах, но в определенных случаях могут проводиться и внеплановые ревизии. Конкретные вопросы ревизии определяются соответствующей программой или перечнем основных объектов и направлений ревизии.

Сроки проведения ревизии не могут превышать 45 дней и устанавливаются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ и особенностей контролируемой организации.

По окончании ревизии составляется акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, проводившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, виновные в данных нарушениях, а также предлагаются меры по устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности виновных лиц. В случае установления фактов недостач, хищений материальных ценностей акт ревизии направляется следственным органам, которые могут возбудить уголовное дело. Матери-алы ревизии предоставляются руководителю контрольно-ревизионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после подписания акта.

Новым для России методом финансового контроля является аудит, который за последние десять лет получил широкое распространение. По сравнению с другими методами контроля аудит обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудиторской тайны (результаты проверки известны только руководителю организации и аудитору), возможность добровольного проведения, передачи прав организации на представление своих интересов в налоговых спорах аудиторской фирме. Следует также отметить, что обязательный аудит - это независимая финансовая проверка, касающаяся только ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Однако добровольный аудит может охватывать любые направления и сферы деятельности, которые определяются договором с хозяйствующим субъектом. Деление аудита на обязательный и добровольный предполагает его широкое применение. Обязательный аудит - это ежегодная обязательная (в силу требований закона) проверка. В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в том случае, если:

организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Россий-ской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного периода в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

организация является государственным унитарным предпри-ятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют вышеуказанной норме. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом (например, в случае объявления организации банкротом или ее ликвидации).

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

По итогам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными стандартами ауди-торской деятельности. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) эти убытки могут быть взысканы на основании решения суда.


1. Теоретическое задание. Методы финансового контроля. Проверка и ревизия, их виды. Порядок проведения и оформления результатов проверок и ревизий

2. Практическое задание

Список используемой литературы


Теоретическое задание. Методы финансового контроля. Проверка и ревизия, их виды. Порядок проведения и оформления результатов проверок и ревизий


Формой реализации контрольной функции финансов служит финансовый контроль. Финансовый контроль представляет собой способ регулирования отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности хозяйствующих субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), реализуемый законодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями при помощи специальных методов, позволяющих им осуществлять контроль за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сфере, а также во всех звеньях финансовой системы.

Контролю подвергаются стоимостные показатели - выручка от реализации товаров и услуг, себестоимость, оплата труда, амортизационные отчисления, издержки обращения, цены, тарифы, прибыль и др.

Финансовый контроль играет большую роль в обеспечении интересов и права как государства и его учреждений, так и других хозяйствующих субъектов; координации финансовых процессов и усилении финансовой дисциплины. Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и представляет собой объективно необходимую и общественно полезную деятельность.

Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся:

) Проверка - единичное контрольное действие при исследовании состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации (проверка кассовой дисциплины, правильности исчисления и уплаты НДС и т.д.). Т.е. проводятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период с целью выявления нарушений финансовой дисциплины и организации мероприятий по их устранению.

) Ревизия - это комплекс взаимосвязанных обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в проверяемом периоде хозяйственных операций, а также законности действий должностных лиц.

) Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

) Надзор - система мер, осуществляемых контролирующими органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения экономическими субъектами при осуществлении лицензируемых видов финансовой деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

) Анализ финансовой деятельности, как разновидность финансового контроля, представляет собой комплексное исследование периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности экономического субъекта с целью определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. Он позволяет выявить причины отклонения фактических показателей от запланированных, проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности.

) Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента.

Наиболее распространенными методами финансового контроля являются проверки и ревизии.

Проверки подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении.

Ревизия - это комплексная проверка всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных отчетности.

Ревизия - основная форма контроля финансово-хозяйственной деятельности организации. Ревизия является наиболее глубоким методом финансового контроля и по охвату проверяемых вопросов может быть тематической (по определенному кругу вопросов), комплексной (по всем вопросам финансово-хозяйственной деятельности).

Правила проведения ревизии:

Внезапность;

Непрерывность;

Гласность;

Обоснованность (все выводы должны быть документально обоснованы);

Независимость;

Законность;

Ответственность (за сроки ревизии, выполнение поставленных задач, соблюдение правил ревизии, установленных распорядительным документом);

Сбалансированность, скоординированность.

Ревизия осуществляется по соответствующей программе: определяются цели и задачи ревизии, составляется перечень основных вопросов, подлежащих изучению.

Регламент проведения комплексной ревизии включает следующие поэтапные действия контрольных органов:

Инвентаризация наличия и сохранности товароматериальных ценностей, незавершенного производства (строительства), полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;

Визуальная проверка правильности оформления документов (полноты и достоверности заполнения реквизитов; соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам; выявление некачественных документов); арифметический подсчет итогов;

Проверка полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций. По первичным записям проводится таксировка (проверка количественных суммовых данных) и котировка (проверка правильности корреспонденции бухгалтерских счетов). Проверяются также правильность и полнота отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т.д.;

Проверка правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредиты и т.д.);

Проверка правильности формирования отчетности - бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой отчетности, предусмотренной законодательством страны.

Последний этап ревизионной работы - принятие решения по акту проверки и контроль его исполнения.

После ознакомления с актом ревизии и всеми прилагаемыми к нему материалами руководитель учреждения, назначивший ревизию, в определенный срок с момента подписания акта или завершения ревизии обязан вынести решение по устранению вскрытых нарушений, применению финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налогового законодательства.

В ходе проверки ревизоры должны приложить максимум усилий по устранению выявленных нарушений. Для ускорения процесса ликвидации нарушений и недостатков, улучшения хозяйственной и финансовой дисциплины материалы ревизий и проверок могут направляться соответ-ствующим министерствам, ведомствам и другим вышестоящим инстанциям, отделам администрации, а в случае вскрытия серьезных нарушений или установления факта хищения денежных средств и материальных ценностей в крупных и особо крупных размерах - следственным органам для привлечения виновных лиц к ответственности и возмещения ущерба.

При проведении ревизии финансовых органов по вопросам составления и исполнения бюджета ее результаты сообщаются руководителям (главам) администрации соответствующего уровня. При этом недостатки по мере возможности устраняются в ходе ревизии на основании высказанных ревизором-контролером в письменной форме предложений и замечаний.

Контроль реализации материалов ревизии осуществляется путем выезда в обревизованное учреждение и получения от него к установленному сроку информации о проведенной работе по устранению отмеченных недостатков и нарушений, а также в ходе следующей ревизии.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:

Проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;

Проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.д.;

Организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проведения встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, - сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися а тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

Организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полной оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;

Проверки достоверности отражения производственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения уставного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;

Проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

Проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.

В ходе ревизии (проверки) проводятся контрольные действия по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.

Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем: осмотра; инвентаризации; пересчета; экспертизы; контрольных замеров и т.п. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.

В ходе ревизии (проверки) могут проводиться контрольные действия по изучению:

учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию);

полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Также в ходе ревизии (проверки) может проводиться встречная проверка Результаты ревизии (проверки) оформляются актом ревизии (проверки). При составлении акта ревизии (проверки), акта встречной проверки должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.

По окончании ревизии составляется акт документальной проверки (акт ревизии) обследуемого объекта, в котором отражаются выявленные недостатки финансово-хозяйственной деятельности и нарушения, определяются финансовые санкции за нарушение финансовой дисциплины, меры по предупреждению подобных нарушений в будущем и по мобилизации внутрихозяйственных резервов для укрепления финансовой базы.

Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются управленческие решения.

Ответственность за точность его составления несет ревизор.

В акте ревизии должно содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица.

Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора.

Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.

Рассмотрим подробнее особенности документирования проверок и ревизий деятельности бухгалтерии, ревизия и проверки в которой производятся с целью контроля за:

Соблюдением на предприятии законодательства РФ при осуществлении хозяйственных и финансовых операций;

Обоснованностью указанных операций;

Наличием и движением имущества предприятия;

Своевременным и полным выполнением предприятием своих обязательств;

Использованием предприятием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Аналогичные цели имеют внутренние проверочно-ревизионные мероприятия, организуемые руководством предприятия.

Организация ревизии (проверки) и ее последующее документирование осуществляются в соответствии с программой ревизии (проверки).

В программе отражаются (по направлениям) наименования ревизионных (проверочных) мероприятий. Мероприятия, относящиеся к одному и тому же направлению, отражаются в хронологической последовательности в самостоятельном разделе документа.

Примерная структура программы ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности предприятия выглядит следующим образом:

Соответствие осуществляемой деятельности предприятия учредитель-ным документам;

Обоснованность расчетов сметных назначений;

Исполнение смет расходов;

Использование бюджетных средств по целевому назначению;

Обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

Обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;

Соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;

Обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

Полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

Операции с основными средствами и нематериальными активами;

Операции, связанные с инвестициями;

Расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

Обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

Формирование финансовых результатов и их распределение.

В ходе проверки ревизионная группа может составлять справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам проверки, которые впоследствии прилагаются к акту проверки.

Также в определенных случаях (если выявленное нарушение может быть скрыто или необходимо принять меры по его устранению) возможно составление промежуточного акта.

Обычно акт ревизии (проверки) составляют в двух экземплярах, иногда в трех: один экземпляр передается органу, по мотивированному обращению, требованию или поручению которого проведена ревизия (проверка). Каждый экземпляр акта ревизии (проверки) подписывает руководитель ревизионной группы и руководитель учреждения.

Акт ревизии проверки содержит вводную, описательную и заключитель-ную части.

Вводная часть включает:

Тему ревизии (проверки);

Дату и место составления акта ревизии (проверки);

Номер и дату удостоверения на проведение ревизии (проверки);

Основание назначения ревизии (проверки), в том числе указание на плановый характер либо на проведение по обращению, требованию или поручению соответствующего органа;

Фамилии, инициалы и должности руководителя и всех участников ревизионной группы;

Проверяемый период;

Срок проведения ревизии (проверки);

Сведения о проверенной организации:

Полное и краткое наименования, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), ОГРН, код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета (при наличии);

Ведомственную принадлежность и наименование вышестоящего органа с указанием адреса и телефона такого органа (при наличии);

Сведения об учредителях (участниках) (при наличии);

Имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;

Перечень и реквизиты всех счетов в кредитных организациях, включая депозитные, а также лицевые счета (включая счета, закрытые на момент ревизии, но действовавшие в проверяемом периоде), в органах Федерального казначейства;

Фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;

Кем и когда проводилась предыдущая ревизия (проверка), а также сведения об устранении выявленных нарушений;

Иные данные, необходимые, по мнению руководителя ревизионной группы, для полной характеристики проверенной организации.

Описательная часть акта обычно состоит из разделов, соответствующих разделам программы ревизии (проверки, см. выше). Содержание данной части акта должно излагаться объективно, обоснованно, четко и лаконично.

Проверенные данные и факты, подтвержденные имеющимися в распоряжении членов комиссии документами;

Зафиксированные в документах результаты произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля;

Подтвержденные документально другие ревизионные действия;

Письменные заключения специалистов и экспертов;

Письменные объяснения должностных и материально ответственных лиц.

При описании фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, в обязательном порядке указывается:

Какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены;

Кем, за какой период, когда допущены нарушения и в чем они выразились;

Размер документально подтвержденного ущерба;

Иные последствия этих нарушений.

В то же время не допускается включение в акт различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам. Кроме того, в акте не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемого предприятия.

Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии.

В необходимых случаях акт снабжается приложениями. Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием аты получения.

Заключительная часть служит для обобщения информации о результатах проверки и выявленных нарушениях, сгруппированных по видам. При выявлении нецелевого использования бюджетных средств суммы указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Акт встречной проверки состоит только из вводной и описательной частей.

В акты проверок и ревизий не могут включаться предположения.

Результаты контрольного мероприятия, излагаемые в акте проверки, должны подтверждаться документами (их копиями), результатами контрольных действий, в том числе встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими материалами.

Необходимо иметь в виду, что суммы по нарушениям, определенные посредством расчетов, должны подтверждаться этими расчетами, прилагаемыми к акту проверки. Не допускается морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации.

Для ознакомления с составленными актами руководителю учреждения отводится 5 рабочих дней. В течение этого времени он имеет право составить возражения в письменном виде и представить их руководителю ревизионной группы вместе с подписанным экземпляром акта. Он должен сделать об этом отметку перед своей подписью в акте проверки.

После ознакомления с актом ревизии руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений - в следственные органы.

Необходимо отметить, что форма письменных возражений не определена, но из этого не следует, что вместо возражений можно передавать руководителю ревизионной группы различного рода пояснения, разногласия и т.д.

Это относится также и к сути возражений: текст должен содержать только аргументированные возражения. В связи с этим к возражениям могут прилагаться копии документов.

В случае отказа руководителя организации подписать или получить акт проверки руководителем ревизионной группы в конце акта делается запись об отказе указанного лица от подписания или от получения акта. При этом акт проверки в тот же день направляется проверенной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления проверенной организации. Документ, подтверждающий факт направления акта проверки проверенной организации, приобщается к материалам проверки.


Практическое задание


Задача № 1

Налоговая инспекция обнаружила, что АО «ТВК» излишне перечислило в бюджет 2500 руб. НДС и, не поставив в известность налогоплательщика, зачла указанную сумму переплаты в счет предстоящих налоговых платежей. Правомерны ли действия налогового органа?

Другой вариант. АО подало заявление на возврат указанной суммы переплаты. Возможен ли возврат, если у АО имеется недоимка по налогу на прибыль в размере 1500 руб. Если да, то в каком размере?

Обязаны ли налоговые органы осуществить возврат, если имеет место переплата в краевой бюджет и недоимка в федеральный бюджет?

В соответствии со ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

Налоговый орган в отношении АО «ТВК» неправомерно провел самостоятельно зачет переплаты в сумме 2500 рублей НДС в счет предстоящих платежей, не поставив в известность налогоплательщика.

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня установления этого факта

АО подало заявление на возврат 2500 рублей. Возврат возможен по письменному заявлению налогоплательщика. Но так как у АО имеется недоимка по налогу на прибыль в размере 1500 рублей, то налоговый орган в первую очередь должен произвести зачет указанной суммы в счет погашения недоимки, а затем вернуть оставшуюся сумму 1000 рублей на расчетный счет данному налогоплательщику.

Согласно ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Возврат излишне уплаченного налога при наличии недоимки производится после зачета в счет погашения недоимки, но только из одного бюджета, в который произошла переплата. Поэтому налоговый орган вправе осуществить возврат переплаты по налогу краевого бюджета, хотя у налогоплательщика имеется недоимка в федеральный бюджет.

проверка ревизия финансовый контроль

Задача № 2

Сделать полный нормативно - юридический анализ всех действий участников правоотношений; подтвердить законность или незаконность решений должностных лиц; найти не менее 10 нарушений налогового законодательства.

февраля 2002 года начальник отдела выездных налоговых проверок инспекции МНС по Кировскому району г. Красноярска принял решение о проведении выездной налоговой проверки на ООО «Сибиряк» и его филиала, находящихся в Центральном районе г. Красноярска. Предметом проверки - правомерность исчисления, удержания и уплаты налога на доходы физических лиц за период с 1 января 1998 года по 31 декабря 1999 года включительно.

Через десять дней после принятия решения проверяющая группа налоговых инспекторов прибыла на ООО и, предъявив вышеуказанное решение, потребовало допустить их на территорию предприятия для проведения налоговой проверки. Работники АО некоторое время отказались пропустить инспекторов на территорию, мотивируя это тем, что, во-первых, контролеры предъявили не все необходимые документы; во-вторых, полгода назад на предприятии уже проводилась налоговая проверка по налогу на доходы физических лиц за период с 1 января 2000 года по 31 2000 года включительно. Руководитель проверяющей группы предупредил: если такие неправомерные действия будут продолжаться, он вправе немедленно вынести решение о привлечении ООО к ответственности по статье 124 НК и наложить штраф в размере до 60 минимальных размеров оплаты труда.

В ходе проверки проводились осмотр территории, истребование и выемка документов, о чем были составлены соответствующие протоколы. В своих замечаниях к протоколам налогоплательщик указал следующее: при осмотре складских помещений производилась видеозапись, что не предусмотрено НК и поэтому незаконна; выемка произведена в ночное время; в качестве понятых использовались должностные лица налоговых органов; изъята деловая переписка предприятия и другие материалы, не связанные с налогообложением.

мая 2002 года проверка была окончена, ее предмет и сроки зафиксированы справкой. Через полгода после составлении справки по результатам проверки был составлен акт, в котором указаны факты многочисленных налоговых правонарушений в части уплаты налога на доходы физических лиц. Налогоплательщик с актом ознакомлен не был. На следующий день после составления акта налоговой проверки налоговая инспекция обратилась в районный суд с исковым заявлением о взыскании с АО «Сибвосток» налоговых санкций. Рассмотрев материалы дела, суд вынес решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по части 2 статьи 122 НК.

В ходе нормативно - юридического анализа всех действий участников правоотношений по проведенной проверки инспекции МНС по Кировскому району г. Красноярска на ООО «Сибиряк» выявлены следующие нарушения налогового законодательства:

Согласно ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, но никак начальником отдела выездных проверок.

На основании ст.87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, в данной ситуации взят с 1 января 1998 года по 31 декабря 1999 года, то есть данный период превышает 3 года, что является нарушением налогового законодательства.

В соответствии со ст.87 НК РФ запрещается проведение налоговым органам повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщикам за уже проверенный налоговый период. Из условий задачи видно, что полгода назад налоговая инспекция проводила у них налоговую проверку по налогу на доходы физических лиц.

Руководитель проверяющей группы предупредил: если неправомерные действия, (которые в данном случае выражаются в том, что работники АО не пропускали проверяющих на территорию предприятия, мотивируя тем что, во-первых, контролеры предъявили не все необходимые документы; во-вторых, полгода назад налоговая инспекция уже проводила у них налоговую проверку); он вправе немедленно вынести решение о привлечении ООО к ответственности по статье 124 НК РФ и наложить штраф в размере до 60 минимальных размеров оплаты труда. Статья. 124 НК РФ на основании ФЗ от 30.12.2001 года № 196 ФЗ - утратила силу.

В соответствии со ст.89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. При проведении выездных проверок организаций имеющей филиалы, срок проведения проверки каждого филиала, следовательно, проверка должна была быть закончена 2 мая 2002 года, а она закончилась 10 мая 2002 года.

На основании ст.94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В данном случае был составлен протокол - это тоже нарушение налогового законодательства. На основании ст.94 ПК РФ не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время. В данном случае это производилось в ночное время.

В соответствии со ст.94 НК РФ до начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. В данном случае постановление постановлено не было, а также не разъясняли права и обязанности.

На основании ст. 94 п. 5 НК РФ не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

В данном случае были изъята деловая переписки предприятия и другие материалы, не связанные с налогообложением.

В соответствии со ст. 98 НК РФ не допускается участие в качестве понятых должностные лица налоговых органов, а в данном случае использовались в качестве понятых должностные лица, что является нарушением налогового законодательства.

В соответствии со ст. 89 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки не позднее 2-х месяцев после составления справки о проведенной проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. В данном случае сроки нарушены, и акт был составлен через полгода, что является нарушением налогового законодательства.

Налогоплательщик с актом налоговой проверки ознакомлен не был, хотя на основании ст. 100 НК РФ руководитель предприятия должен ознакомится с актом проверки, и подписать его.

На основании Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санкции, в данном случае этого не произошло, налоговый орган сразу обратился в районный суд с исковым заявлением, хотя должен был обратиться в арбитражный суд (ст. 100 НК РФ).

По ст. 122 НК РФ предприятия к ответственности в данном случае привлекать нельзя, так как это противоречит налоговому законодательству.


Список используемой литературы


Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ от 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3824.

Ахметова Г.В. Контроль и ревизия. Учебно-методический комплекс / Г.В. Ахметова. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 72 с.

Елизарова Н.В. Финансовое право. Учебный курс / Н.В. Елизарова. - М.: МИЭМП, 2011. - 204 с.

Ефимов В.С. Финансы / В.С. Ефимов. - М.: МИЭМП 2012. - 80 с.

Мещеряков С.А. Контроль и ревизия. Учебное пособие / С.А. Мещеряков. - СПб 2008. - 77 с.

Сплендер В.А. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебный курс / В.А. Сплендер - М.: МИЭМП, 2012. - 140 с.

Чегодаева А.Н. Контроль и ревизия / А.Н. Чегодаева. - М.: МИЭМП, 2010. - 195 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Эксперты выделяют разные основания, по которым могут быть классифицированы формы финансового контроля. Например, по времени он может быть предварительным, текущим или последующим. Относительно первого: он представляет собой чаще всего обсуждение неких проектов, законов и норм, которые впоследствии могут стать основой для реализации неких этапов бюджетного процесса. Касательно второго - это проверка текущего соблюдения уже принятой стратегии. Третий вид финансового контроля - последующий - применяется с целью анализа результатов практической реализации утвержденных концепций.

Другое основание, по которому может быть классифицирован государственный и муниципальный финансовый контроль - специфика его субъекта. Так, например, им может быть исполнительное ведомство, Президент РФ, общество в виде неких объединений, в ряде случаев - частные аудиторские фирмы.

Также основанием для классификации государственного и муниципального контроля может быть уровень его субъекта. Так, в частности, он может быть внутрихозяйственным, когда проверку документов и соответствующих аспектов деятельности фирмы проводят внутренние структуры органа власти или организации. Но государственный и муниципальный контроль может быть ведомственным, когда проверку проводят компетентные структуры, которые по вертикали власти располагаются выше проверяемой организации.


Финансовый контроль осуществляется различными методами,
которые представляют собой способы, приемы организации конт-

Рольных действий. Применение тех или иных методов финансового
контроля преследует одну цель - проверку соответствия фактиче­
ской финансовой деятельности действующему законодательству.
К основным методам финансового контроля относятся:
1) наблюдение;
2) проверка;
3) обследование;
4) анализ;
5) ревизия;
6) аудит.
Четкого перечня методов финансового контроля в законода­
тельстве нет, однако все вышеназванные методы закреплены в
нормативных правовых актах.
Наблюдение представляет собой визуальное ознакомление с
объектом контроля. С помощью наблюдения можно определить
направления финансовой деятельности предприятия, организа­
ции, их организационную структуру управления, а также сделать
предварительные выводы об их рентабельности, системе доходов
и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точно­
сти определить финансовое состояние проверяемого объекта. Од­
нако в большинстве случаев сделанные выводы являются досто­
верными, что подтверждается результатами непосредственной
проверки. Наблюдение как метод финансового контроля исполь­
зуется и при осуществлении проверок, обследования и ревизии.
Так, наблюдение применяется в качестве метода контроля фи­
нансового состояния организации при осуществлении процедуры
банкротства1.
В отличие от наблюдения проверка осуществляется непосред­
ственно на объекте контроля с целью проверки соответствия учет­
ных данных материальным ценностям в наличии. В то же время в
ходе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины
и определяются меры по их устранению. Проверка является еди­
ничным контрольным действием, т.е. осуществляется единожды и
предполагает исследование состояния дел организации на опреде­
ленном участке деятельности. Вопросы организации и порядка про­
верки закреплены Бюджетным и Налоговым кодексами Россий­
ской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
Результаты проверки оформляются специальным актом, с кото­
рым ознакомляют руководителя организации. По результатам про­
верки могут применяться различные меры воздействия дисципли­
нарного, материального, административного и иного характера.
Обследование охватывает более широкий круг финансово-эко­
номических показателей деятельности объекта. Оно проводится для
1 См.: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)» (ст. 2) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.

Определения финансового состояния, финансовой устойчивости
и возможных перспектив развития организаций и предприятий.
При обследовании не обязательно проверяются первичные бух­
галтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры
работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых
объектов финансирования и налогообложения путем опроса, ан­
кетирования, инспекции на месте и т.д.
Анализ как метод финансового контроля предполагает деталь­
ное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтер­
ской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой
деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капи­
талом, эффективности его использования и т.п. Данный метод
контроля отличается системным подходом и включает в себя ста­
тистические и экономико-математические аналитические приемы:
сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных,
относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный,
табличный и графический методы, построение экономико-мате­
матических моделей на базе расчетных коэффициентов. Наиболее
широко анализ применяется для экономической оценки деятель­
ности хозяйствующих субъектов или отдельных сторон финансо­
во-хозяйственной деятельности, например, себестоимости про­
дукции, расходов на реализацию и др. Особая роль анализа прояв­
ляется в системе управления государственными и местными фи­
нансами, поскольку его всестороннее проведение служит осно­
вой для выработки долгосрочной бюджетной политики, а также
регулирования социально-экономических процессов. Например,
в соответствии со ст. 1152 Бюджетного кодекса Российской Феде­
рации одним из условий предоставления государственных и му­
ниципальных гарантий является проведение анализа финансово­
го состояния принципала.
Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового
контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему
обязательных контрольных действий по документальной и факти­
ческой проверке законности и обоснованности совершенных хо­
зяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией,
правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности,
а также законности действий руководителя и главного бухгалтера
(бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законода­
тельством возложена ответственность за их осуществление.
Основной задачей ревизии является проверка финансово-хо­
зяйственной деятельности организации по следующим направле­
ниям:
1) соответствие осуществляемой деятельности организации
учредительным документам;
2) исполнение смет расходов;
3) использование бюджетных средств по целевому назначению;

4) обеспечение сохранности денежных средств и материаль­
ных ценностей;
5) соблюдение финансовой дисциплины, правильность веде­
ния бухгалтерского учета и составления отчетности;
6) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюд­
жетными фондами;
7) операции с основными средствами и нематериальными ак­
тивами;
8) операции, связанные с инвестициями;
9) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими
лицами и др.
Вопросы организации проведения и содержания ревизии регу­
лируются различными нормативными правовыми актами, в том
числе Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счет­
ной палате Российской Федерации»1, приказом Министерства
финансов Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. № 42н
«Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и
проверки контрольно-ревизионными органами». Ревизии имеют
право проводить Счетная палата Российской Федерации, Феде­
ральное казначейство, контрольно-ревизионные органы мини­
стерств и федеральных служб. Ревизии можно классифицировать
по нескольким основаниям.
По своему содержанию ревизии бывают документальные и
фактические. Документальные включают в себя проверку финан­
совой документации, ведения учета и отчетности. В ходе факти­
ческой ревизии осуществляется проверка наличия материальных
ценностей, денежных средств.
По объему проверяемой деятельности ревизии делятся на ком­
плексные и тематические. Комплексные ревизии охватывают все
направления финансовой деятельности субъекта, а тематические
применяются для проверки какой-либо одной сферы (например,
правильное использование фонда заработной платы, расходова­
ние целевых средств и т.п.).
По времени проведения ревизии подразделяются на плановые
и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с
планом, который составляется в вышестоящих органах, министер­
ствах и службах, но в определенных случаях могут проводиться и
внеплановые ревизии. Конкретные вопросы ревизии определяют­
ся соответствующей программой или перечнем основных объек­
тов и направлений ревизии.
Сроки проведения ревизии не могут превышать 45 дней и уста­
навливаются руководителем контрольно-ревизионного органа с
учетом объема предстоящих работ и особенностей контролируе­
мой организации.
1 См.: Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 167.

По окончании ревизии составляется акт ревизии - документ,
имеющий важное юридическое значение. Он подписывается ли­
цами, проводившими ревизию, а также руководителем и глав­
ным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте реви­
зии указываются цели ревизии, основные результаты проверки,
выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, ука­
зываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, ви­
новные в данных нарушениях, а также предлагаются меры по
устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности
виновных лиц. В случае установления фактов недостач, хищений
материальных ценностей акт ревизии направляется следствен­
ным органам, которые могут возбудить уголовное дело. Матери­
алы ревизии предоставляются руководителю контрольно-реви­
зионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после под­
писания акта.
Новым для России методом финансового контроля является
аудит, который за последние десять лет получил широкое рас­
пространение. По сравнению с другими методами контроля аудит
обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудитор­
ской тайны (результаты проверки известны только руководителю
организации и аудитору), возможность добровольного проведе­
ния, передачи прав организации на представление своих интере­
сов в налоговых спорах аудиторской фирме. Следует также отме­
тить, что обязательный аудит - это независимая финансовая про­
верка, касающаяся только ведения бухгалтерского учета и финан­
совой отчетности. Однако добровольный аудит может охватывать
любые направления и сферы деятельности, которые определяют­
ся договором с хозяйствующим субъектом. Деление аудита на обя­
зательный и добровольный предполагает его широкое примене­
ние. Обязательный аудит - это ежегодная обязательная (в силу
требований закона) проверка. В соответствии с Федеральным за­
коном от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельно­
сти»1 обязательный аудит проводится в том случае, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму откры­
того акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, страховой
организацией или обществом взаимного страхования, товарной
или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государствен­
ным внебюджетным фондом, источником образования средств
которого являются предусмотренные законодательством Россий­
ской Федерации обязательные отчисления, производимые физи­
ческими и юридическими лицами, фондом, источниками обра­
зования средств которого являются добровольные отчисления
физических и юридических лиц;
1 См.: Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33. - Ст. 3422.

3) объем выручки организации или индивидуального предпри­
нимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания
услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный за­
конодательством Российской Федерации минимальный размер
оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец от­
четного периода в 200 тысяч раз установленный законодательством
Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
4) организация является государственным унитарным предпри­
ятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным
на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели
его деятельности соответствуют вышеуказанной норме. Для муни­
ципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской
Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
5) обязательный аудит в отношении этих организаций или ин­
дивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным за­
коном (например, в случае объявления организации банкротом
или ее ликвидации).
При проведении обязательного аудита в организациях, в ус­
тавных (складочных) капиталах которых доля государственной
собственности или собственности субъекта Российской Федера­
ции составляет не менее 25 процентов, заключение договоров
оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам
проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких кон­
курсов утверждается Правительством Российской Федерации, если
иное не установлено федеральным законом.
По итогам аудиторской проверки составляется аудиторское за­
ключение. Форма, содержание и порядок представления аудитор­
ского заключения определяются федеральными стандартами ауди­
торской деятельности. В случае обнаружения неквалифицированного
проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для госу­
дарства или хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фир­
мы) эти убытки могут быть взысканы на основании решения суда.
Составление заведомо ложного аудиторского заключения вле­
чет ответственность в виде аннулирования квалификационного ат­
тестата аудитора и привлечения его к уголовной ответственности
в соответствии с законодательством Российской Федерации.