Либерализация экономики в России. Либерализация экономики - это что? Что такое либерализация цен и для чего её проводят

В плановой экономике существовали товарно-денежные отношения. Но за внешней формой денег, цены, сделок купли-продажи и т.п. не было реального рыночного механизма. Спрос не воздействовал на цену, не было равновесных цен, отсутствовала конкуренция.

Цены формировались централизованно на основе затрат, они были оторваны от цен на мировых рынках. Относительные цены отражали диспропорции производства и т.д. Поэтому главной задачей для перехода к реальным рыночным отношениям становится отказ от планового ведения хозяйства, т.е. либерализация экономики.

Либерализация экономики - это система мер по освобождению от ограничений огосударствленной экономики, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг предпринимательства, а также открытости экономики.

В переходной экономике задачи либерализации очень разнообразны. Они связаны с созданием институтов рынка и с переводом на рыночные принципы хозяйствования всех субъектов экономики. Охватывая все сферы хозяйственной жизни, либерализация предполагает ликвидацию государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, снижение государственного контроля над обменными операциями, отмену централизованного распределения ресурсами, открытие широких возможностей для освоения различных рынков хозяйствующими субъектами. Это путь формирования конкретных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых была характерна монополия государства. Речь идёт о снятии различного рода запретов и устранения барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок конкурентов. Либерализация экономики, не затрагивая непосредственно собственности государственных предприятий, содействует образованию новых хозяйствующих субъектов, деятельность которых вызывает конкуренцию.

В самом общем виде либерализация экономики протекает по трём направлениям:

Освобождение процесса формирования цен от централизованного регулирования - это важнейший исходный момент либерализации.

Введение свободы торговли для физических лиц.

Подчинение деятельности производителей требованиям рыночного спроса - это наиболее глубокий и сложный момент либерализации.

Все эти преобразования резко меняют систему хозяйствования, сам образ жизни и мышления людей, порождают в обществе сложные проблемы и противоречия.

«Отпуск» цен приводит к их существенному повышению, что вызывает уменьшение реальных доходов населения, снижение жизненного уровня, изменение структуры потребления и т.

В экономической теории выделяют два варианта отпуска цен: одномоментный («шоковый») и постепенный (градуалистский). На деле реальная либерализация, скорее, носит смешанный характер, склоняясь в сторону того или другого варианта. Чем меньше развиты рыночные отношения к началу либерализации, тем менее эффективен «шоковый» вариант.

Либерализация экономики порождает острые противоречия в производственной сфере. Во-первых, масса предприятий, особенно отраслей военно-промышленного комплекса, работавших на государственный заказ, теряют сферу сбыта на свою продукцию. Во-вторых, предприятия в рыночных условиях оказываются неконкурентоспособными на рынке. В- третьих, трудности сбыта порождают проблему закупки сырья и материалов, т.е. проблему самого функционирования предприятий. В-четвёртых, трудное положение производителей усугубляется сокращением спроса населения. В-пятых, в тяжёлом положении оказываются производства, получавшие субсидии от государства (прежде всего сельское хозяйство). В- шестых, либерализация экономики противоречит сложившемуся менталитету директорского корпуса, воспитанного условиями плановой системы выполнять задания сверху, не заботясь о сбыте продукции и получении необходимых ресурсов.

Совершенно необходимым следствием либерализации внутриэкономических отношений является либерализация внешнеэкономических связей страны. Рыночный механизм в экономике может быть создан только при его тесной связи с мировыми рынками. При этом важно единство экономических и правовых форм взаимосвязей между разными странами. Внешнеэкономическая либерализация расширяет возможности помощи при проведении пре-образований в переходном периоде, т.е. как бы ускоряет решение задач переходной эконо-мики.

Основные формы такой либерализации - расширение доступа в страну иностранных инвестиций; устранение централизации внешнеэкономических связей; снятие протекционистских ограничений для импорта (отмена пошлин, квот, лицензий и льгот); обеспечение конвертируемости национальной валюты. Все эти формы усиливают эффективность действующего рыночного механизма.

Однако, политика внешнеэкономической либерализации в переходной экономике должна быть оптимальной, т. е. с одной стороны, обеспечивать ускоренное развитие внутринациональных рыночных отношений и их включение в мировое хозяйство, а с другой - не допускать ущерба развитию отечественного производства.

Еще по теме 10.2. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ:

  1. Глава 9 ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  2. Причины “выборочной” протекционистской политики и общая тенденция к либерализации международной торговли
  3. 2. ЕВРОПЕЙСКАЯ РЕАКЦИЯ: ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ В ГРУППЕ "ОПРЕДЕЛИВШИХСЯ" СТРАН 2.1. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Государственное регулирование экономики на протяжении большей части XX в. усиливалось. Однако в последние полтора- два десятилетия наметилась обратная тенденция. Национализация сменилась приватизацией, государственный контроль над ценами ослабевает, субсидирование отдельных отраслей снижается, а деятельность транснациональных корпораций все меньше поддается государственному регулированию.

Понятие либерализации экономической деятельности

Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности называется либерализацией экономической деятельности (дерегуляцией, экономической либерализацией). Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию.

Особенности внутриэкономяческой либерализации в различных группах стран мира

Внутриэкономическая либерализация бурно идет в 80-90-е гг. прежде всего в странах с переходной экономикой, где суть экономической трансформации сводится к переходу от государственного регулирования и государственной собственности к преимущественно рыночному регулированию и частной собственности. В этой группе стран роль государства в жизни общества снижается, если судить по доле государственных расходов в ВВП: в России они снизились за 1992-1997 гг. с 76 до 41,5%, причем в основном за счет снижения государственных расходов на экономику. Процесс внутриэкономической либерализации охватил и некоторые регионы третьего мира (Латинскую Америку, Западную Азию, Северную Африку), где доля государственных расходов в ВВП тоже начала снижаться, хотя в 60-80-е гг. еще росла.

В то же время не следует считать, что снижение государственных расходов относительно ВВП обязательно означает радикальное ослабление государственных институтов регулирования экономики в этих группах стран. Отказываясь от прямого владения и регулирования отраслей национальной экономики, их массового кредитования и субсидирования, установления цен и заработной платы, государство сосредотачивается на разработке и особенно на проведении в жизнь рыночного законодательства (в том числе на защите прав участников хозяйственных сделок, акционеров и вкладчиков), борьбе с экономической преступностью и собирании налогов, борьбе с дефицитом госбюджета и инфляцией, поддержании курса национальной валюты и разумного уровня внутренней и внешней задолженности, т.е. активно занимается не прямым, но косвенным экономическим регулированием. Чрезмерное ослабление занимающихся этим государственных институтов может обернуться слабой рыночной инфраструктурой, большой теневой экономикой и экономической преступностью, слабым общественным порядком в целом, что и показывает пример России и ряда других стран - членов СНГ. Вероятно, либерализация хозяйственной жизни в странах с переходной и развивающейся экономикой должна идти параллельно с укреплением государственных экономических институтов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики и ее рост.

Что касается развитых стран, то доля государственных расходов в ВВП здесь продолжает, хотя и медленно, расти, достигнув в странах - членах ОЭСР в 1995 г. почти 48% (в 1870 г. она составляла 8%, 1913 г. - 9, 1920 г. - 15, 1937 г. - 21, 1960 г. - 18, 1980 г. - 44 и в 1990 г. - 46%). Увеличение доли государственных расходов идет за счет расходов на науку и социально-культурные отрасли (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.). Одновременно в ряде сфер и отраслей роль государства уменьшается, так как приватизируются предприятия государственного сектора, сокращается или прекращается вообще государственное регулирование рынков отдельных товаров и услуг.

Относительно развитых стран можно сделать вывод, что в тех сферах, где роль государства была чрезмерной, она уменьшается, а там, где оказалась недостаточной, - возрастает. В результате, во-первых, государственные расходы все больше переключаются на социально-культурные отрасли и науку, т.е. главные отрасли постиндустриальной экономики; во-вторых, государство все меньше использует в экономике прямые рычаги регулирования, к тому же требующие больших расходов (государственная собственность, государственные инвестиции и субсидии), и все больше прибегает к косвенным рычагам (особенно рычаги денежно-кредитной и налоговой политики).

В целом по мере упрочения рыночной экономики и превращения ее в постиндустриальную государственное регулирование внутрихозяйственной жизни во всех трех группах стран становится более либеральным. Так, начавшаяся в 80-е гг. в развитых странах волна приватизации, т.е. продажи или передачи на различных условиях государственной собственности частным хозяйствующим субъектам, в настоящее время охватила большинство развивающихся и постсоциалистических стран. В мире приватизируются прежде всего такие отрасли производственной инфраструктуры, как производство и распределение электроэнергии, телекоммуникации, финансовая сфера.

Во времена СССР существовала плановая экономика. Тогда были денежно-товарные отношения, но не было реальных рыночных механизмов, которые регулировали бы сделки купли-продажи, цены, Не было равновесия цен, конкуренции, на стоимость товара не влияли и предложения, так как она формировалась на основе трат и была оторвана от ситуации на мировом рынке. Именно поэтому либерализация экономики - это главная задача для перехода к рыночным капиталистическим отношениям.

Значение термина

Это система мер, направленных на освобождение от ограничений в виде государственного давления на экономику и бизнес. Либерализация - термин, происходящий от слова «либеро», что значит в переводе «свобода». Таким образом, движение к «свободной» экономике направлено на создание благоприятных условий для вольного движения цены, рыночного оборота услуг и товаров. Также либерализация экономики - это создание более открытого рынка, прозрачного, с честной конкуренцией.

Процессы либерализации в условиях переходной экономики

В первую очередь рассматривается создание рыночных институтов и перевода их на капиталистические принципы хозяйствования. Либерализации - политика экономики государства и экономического развития, которая охватывает все сферы жизни общества. Она предполагает уничтожение монополии государства на формирование деятельности народных хозяйств и предприятий, снижение уровня государственного и муниципального контроля за обменными операциями, полную отмену распределения ресурсов центральными органами власти, открытие всех возможностей для освоения других рынков субъектами хозяйства. Речь идет о пути развития конкретных структур в где органов была наиболее сильна. Либерализация экономики в России и во многих других странах СНГ происходит именно в таком направлении, и именно в этом ключе необходимо ее рассматривать. Должен произойти процесс снятия разных запретов, устранения барьеров, которые препятствуют свободному доступу на различные рынки и усложняют конкуренцию.

Направления движения

Либерализация экономики - это процесс, который не затрагивает собственность государственных секторов предпринимательской деятельности, но усиленно содействует формированию новых субъектов, которые способны создавать активную конкурентную среду. В общем виде развитие «свободной» экономики идет по трем основным направлениям.

  1. Важнейшим исходным моментом либерализации является освобождение формирования цены от регулирования центральными органами власти.
  2. для всех физических и юридических лиц.
  3. Наиболее сложным и глубоким моментом либерализации является подчинение всей деятельности субъектов производства требованиям рынка, то есть идеальная модель регулирования через баланс спроса и предложения.

«Отпускание» цены

Все вышеперечисленные преобразования меняют в корне всю систему рыночных отношений и хозяйствования, образ мышления и жизни людей, порождают многочисленные противоречия и проблемы в обществе. В первую очередь, либерализация экономики - это процесс «отпускания» цен, который приводит к их резкому повышению, а это естественным образом запустит процесс снижения доходов у населения, снижение уровня жизни, изменение всей структуры рыночных потребительских отношений и тому подобное. В экономической теории есть два основных варианта «отпускания» цены: «шоковый» одномерный и градуалистский постепенный. Однако либерализация экономики - это всегда смешанный процесс, который в разные моменты склоняется в сторону одного или другого типа. Есть и некоторая закономерность: чем менее развиты внутри государства рыночные отношение, тем менее эффективным будет путь «шоковой» терапии.

Возможные противоречия

Либерализация экономики - это всегда множество острых противоречий в производственной и социальной сфере. Многие предприятия, которые работают в военно-промышленной сфере с ориентацией на государственные заказы, теряют возможности сбыта своей продукции. Множество предприятий в условиях рыночной экономики могут оказаться неконкурентоспособными и обанкротится, с последующей их ликвидацией. Трудности в сфере сбыта могут породить проблемы закупки материалов и сырья, то есть, по сути, ставят под вопрос существование и функционирование компаний, фирм, заводов и предприятий как таковых. Сокращение спроса у населения существенно влияет на положение дел у производителей, и без того не легкое. В тяжелейшем положении могут оказаться производства, которым предоставляются субсидии и льготы от государства, в первую очередь это касается аграрного и сельскохозяйственного сектора. Внедрение «свободной» экономики может во многом противоречить сложившимся стереотипам и менталитету, что породит непринятие данного курса движения у самых широких масс населения. Именно с такими проблемами столкнулся президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Либерализация экономики - процесс многогранный и крайне сложный, достигнуть каких-то даже начальных целей сложно и в среднесрочной перспективе.

Последствия проведения политики «отпускания» цен и свободного рынка

Либерализация отношений в экономическом плане между странами - естественное следствие внутриэкономических процессов внутри отдельно взятой страны. Либерализация экономики - это создание рыночных механизмов при тесной связи между рынками разных стран, сформированных в одно единое рыночное внешнеэкономическое пространство. Отсюда следует и важность правовых взаимосвязей и адекватной регуляции отношений между государствами. Либерализация внешнеэкономическая может расширить возможности оказания помощи при переходе от чем существенно ускоряет решение сложных задач для достижения «свободного» рынка. К основным плюсам необходимо отнести расширение возможности вхождения в страну инвестиций от различных иностранных институций, устранение внешнеэкономических централизованных связей, снятие и отмену всех ограничений по импорту (отмену льгот, квот, пошлин и лицензий), максимальную ликвидность и конвертируемость валюты.

Основная диспропорция централизованной системы - диспропорция цен. Таким образом, либерализация цен является составным элементом либерализации экономики. В Польше, Югославии либерализация цен была осуществлена в 1989 году, в России в 1992 году. Фактически с либерализации цен в нашей стране и были начаты экономические реформы.

Другой важнейший элемент либерализации - либерализация внешней торговли.

Помимо либерализации цен и либерализации внешней торговли, либерализация экономики предполагает либерализацию деятельности предприятий на внутреннем рынке - самостоятельность, свободу в производстве продукции, поиск партнеров, поставщиков рынков сбыта и т.д.

Либерализация экономики порождает главную проблему переходного периода - инфляцию. В связи с этим возникает необходимость следующего элемента стратегии перехода к рыночной системе.

Институциональная трансформация

Либерализация устраняет запреты и ограничения командной системы и предоставляет свободу экономическим агентам. Однако свобода не означает деятельность экономических субъектов без правил. Должны быть запущены в действие механизмы функционирования рыночной экономики, создана соответствующая рыночным отношениям законодательная система (законы по защите прав частной собственности, по обеспечению конкурентной среды, антимонопольное, трудовое законодательстваи так далее), построены рыночные институты (институциональная трансформация включает изменение института собственности -приватизацию, возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности - коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов). Таким образом,институциональные преобразования являются стержнем экономических реформ, без них не возможна ни либерализация экономики, ни финансовая стабилизация.

Либерализация цен - характеристика экономических реформ в России

Радикальные экономические реформы в России начались в январе 1992 г. с либерализации цен на подавляющее число товаров и услуг. В последние годы советского периода в экономике накопилась существенная денежная масса (так называемый "денежный навес"), не обеспеченная соответствующим объемом товаров и услуг. Поэтому, после того как государство прекратило регулирование цен, они выросли в несколько раз уже в первый месяц 1992 г. Так, индекс цен на потребительские товары и услуги в январе 1992 г. составил 330 %, то есть потребительские цены в среднем выросли в 3.3 раза. В дальнейшем в 1992 г. ежемесячный темп роста потребительских цен колебался в пределах от 10 % до 30 %. Чрезвычайно высокий темп роста цен имел место и в последующие три года: в 1993 г. индекс потребительских цен увеличился в 9,4 раза, в 1994 г. - в 3,2 раза и в 1995 г. - в 2,3 раза.

Последствиями гиперинфляции явились: 1) резкое снижение среднедушевых реальных денежных доходов населения; 2) скачкообразное уменьшение оборотных средств предприятий. Так, например, в 1992 г. среднедушевые реальные денежные доходы населения сократились примерно в 2 раза.

Темп роста денежной массы в 1992 г. отставал от инфляции, что привело к уменьшению реальной денежной массы в несколько раз и способствовало дальнейшему падению производства валового внутреннего продукта (почти на 20 % в 1992 г.).

Наряду с негативным воздействием на социально - экономическую жизнь, либерализация цен имела и важнейшие позитивные последствия:

    исчезновение дисбаланса между денежной и товарной массой;

    резкое уменьшение, а затем и полное исчезновение дефицита товаров и услуг, имевшего место по подавляющему числу товарных позиций в конце 80 -х - начале 90 - х годов.

Либерализация цен была необходимым этапом перехода к формированию равновесных рыночных механизмов в сфере производства и реализации товаров и услуг.

С переходом к рыночным условиям в России началась инфляция, в результате механизм либерализации цен сопровождался гиперинфляцией. Данное обстоятельство уничтожило не только возможность получения доходов за счет ваучеров, но и небольшие сбережения, которые копились населением.

Принцип свободного ценообразования, который начал действовать с 90-х гг. в России, и наличие постепенно растущих механизмов саморегулирования рынка привели к тому, что бывшие государственные предприятия, которые доминировали на рынке, не ограничивались при формировании структуры цен со стороны свободного рынка.

Данное обстоятельство способствовало усилению инфляционных процессов, развитию тенденции к падению реальных доходов населения, прежде всего работников бюджетной и социально не защищенной сферы. При этом необходимо отметить, что инфляционные процессы ведут к распределению доходов в ущерб наименее социально защищенным и бедным слоям населения.

По данным всероссийского исследования, более чем 71 % жителей страны в 1997 г. относились к беднейшим слоям населения, владели лишь 3,3 % всех денежных накоплений, тогда как около 5 % людей относились к категории очень богатых и богатых, владели более чем 72,5 % сбережений, причем на долю «очень богатых» приходится более 52,9 % всех накоплений населения России. При этом надо учитывать, что в исследовании не учитывались значительные суммы средств, которые переведены на зарубежные счета, кроме того, данные многомиллиардные суммы сильно превышают накопление в российских банках.

Социально-экономические последствия инфляции выражаются в:

Перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;

Обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;

Постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;

Неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;

Искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;

Закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;

Сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;

Обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;

Возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;

Активном развитии теневой экономики, в ее «уходе» от налогообложения;

Снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;

Социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий.

Либерализация - процесс расширения прав и свобод граждан или подданных какой-либо страны - в первую очередь в политической , экономической , культурной и других сферах общественной жизни. Имеется в виду как соблюдение гражданских прав и свобод в рамках существующего законодательства , так и сокращение сферы действия или отмена запретительных, карательных и репрессивных законов и ограничений, т.е. сокращение сферы государственного контроля отдельной личности, групп общества.

В политической сфере

Права меньшинств

В государствах с жёсткой централизованной структурой власти речь в первую очередь идёт о человеческих и гражданских правах этнических , культурных и сексуальных меньшинств .

В экономическо-хозяйственной сфере

Либерализация в экономико-хозяйственной сфере означает расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность. Либерализация цен - это переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночного ценообразования).

На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрёл характер глобальной мировой тенденции, охватывающей всё большее число стран. Открывается простор для действия механизмов рыночного регулирования. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования. Основной функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путём принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления учреждения новых частных предприятий, поддержки среднего и малого бизнеса, усиления доступности гражданского судопроизводства и др.

Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию. К внутриэкономической либерализации относится происходящая в рамках национальных экономик приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, процентных ставок, условий предоставления кредитов и т. д.

В России на приватизированных предприятиях производится ныне около 70 % промышленной продукции. Либерализация принимает также форму акционирования государственных предприятий, в ходе которого доля государства в акционерном капитале многих предприятий уменьшается за счёт продажи пакетов акций. Однако приватизация не привела к образованию в стране эффективных собственников.

Внешнеэкономическая либерализация - это расширение беспрепятственного международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами. Если в 1947 году средневзвешенный мировой уровень импортных пошлин составлял 50-60 %, то к началу 2000-х годов он снизился до 9,6 %. В 1997 году в России он составлял 13,4 %. Это намного больше, чем в Европейском Союзе (5 %), США (4,2 %), Японии (2,7 %).

С 1986 по 1995 годы 72 страны, в том числе 58 развивающихся стран, приняли решение о либерализации торговых режимов. В результате стала быстро расти внешнеторговая квота в этих странах, то есть отношение объёма импорта и экспорта к их внутреннему валовому продукту (ВВП). Существенной чертой либерализации международного движения капиталов является рост объёмов и роли прямых иностранных инвестиций, то есть инвестиций в реальный сектор экономики.

См. также

Напишите отзыв о статье "Либерализация"

Ссылки

  • (англ.)
  • (рус.)

Литература

Отрывок, характеризующий Либерализация

Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней. Она даже не заметила особенного внимания и любезностей, которые ей во всё время этого обеда оказывал Друбецкой, уже третий раз бывший в их доме.
Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице, подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.
– Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.
– Ах да, – сказала она. «Вы ничего не заметили?» сказал ее взгляд.
Пьер находился в приятном, после обеденном состоянии духа. Он глядел перед собою и тихо улыбался.
– Давно вы знаете этого молодого человека, княжна? – сказал он.
– Какого?
– Друбецкого?
– Нет, недавно…
– Что он вам нравится?
– Да, он приятный молодой человек… Отчего вы меня это спрашиваете? – сказала княжна Марья, продолжая думать о своем утреннем разговоре с отцом.
– Оттого, что я сделал наблюдение, – молодой человек обыкновенно из Петербурга приезжает в Москву в отпуск только с целью жениться на богатой невесте.
– Вы сделали это наблюденье! – сказала княжна Марья.
– Да, – продолжал Пьер с улыбкой, – и этот молодой человек теперь себя так держит, что, где есть богатые невесты, – там и он. Я как по книге читаю в нем. Он теперь в нерешительности, кого ему атаковать: вас или mademoiselle Жюли Карагин. Il est tres assidu aupres d"elle. [Он очень к ней внимателен.]
– Он ездит к ним?
– Да, очень часто. И знаете вы новую манеру ухаживать? – с веселой улыбкой сказал Пьер, видимо находясь в том веселом духе добродушной насмешки, за который он так часто в дневнике упрекал себя.
– Нет, – сказала княжна Марья.
– Теперь чтобы понравиться московским девицам – il faut etre melancolique. Et il est tres melancolique aupres de m lle Карагин, [надо быть меланхоличным. И он очень меланхоличен с m elle Карагин,] – сказал Пьер.
– Vraiment? [Право?] – сказала княжна Марья, глядя в доброе лицо Пьера и не переставая думать о своем горе. – «Мне бы легче было, думала она, ежели бы я решилась поверить кому нибудь всё, что я чувствую. И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!»
– Пошли бы вы за него замуж? – спросил Пьер.
– Ах, Боже мой, граф, есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, – вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья. – Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом), не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?…
– Что вы, что с вами, княжна?
Но княжна, не договорив, заплакала.
– Я не знаю, что со мной нынче. Не слушайте меня, забудьте, что я вам сказала.
Вся веселость Пьера исчезла. Он озабоченно расспрашивал княжну, просил ее высказать всё, поверить ему свое горе; но она только повторила, что просит его забыть то, что она сказала, что она не помнит, что она сказала, и что у нее нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном.
– Слышали ли вы про Ростовых? – спросила она, чтобы переменить разговор. – Мне говорили, что они скоро будут. Andre я тоже жду каждый день. Я бы желала, чтоб они увиделись здесь.
– А как он смотрит теперь на это дело? – спросил Пьер, под он разумея старого князя. Княжна Марья покачала головой.
– Но что же делать? До года остается только несколько месяцев. И это не может быть. Я бы только желала избавить брата от первых минут. Я желала бы, чтобы они скорее приехали. Я надеюсь сойтись с нею. Вы их давно знаете, – сказала княжна Марья, – скажите мне, положа руку на сердце, всю истинную правду, что это за девушка и как вы находите ее? Но всю правду; потому что, вы понимаете, Андрей так много рискует, делая это против воли отца, что я бы желала знать…