Количество детей в семье: установки и репродуктивное поведение. Прирост населения в Беларуси и Украине

В России растет количество детей. На первое января 2014 года численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в России, составила 27 374 тысячи человек. В том числе 8 999 тысяч человек в возрасте от 0 до 5 лет, 3 259 тысяч человек - 5-6 лет, 12 559 тысяч человек - 7-15 лет, 2 657 тысяч человек - 16-17 лет. По сравнению с началом 2012 года, численность детей выросла на 460 тысяч человек, или 1,1 процента. Доля детей в общей численности населения увеличилась с 18,8 процента до 19,1 процента.Такие цифры приводятся в государственном докладе "О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации" за 2013 год, подготовленном Министерством труда и соцзащиты (имеется в распоряжении редакции).

Такую позитивную статистику эксперты объясняют ростом абсолютного числа рождений, который продолжается, несмотря на начавшееся в 2010 году снижение числа женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет), а также сохранением здоровья населения и снижением смертности, в том числе смертности детей всех возрастных групп. В 2013 году родилось 1 896 тысяч детей (2012 год - 1 902 тысячи детей, 2011 год - 1 797 тысяч детей). За период с 2010 по 2013 год число родившихся выросло на шесть процентов. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных одной женщиной репродуктивного возраста) продолжает расти и в 2013 году составил 1,707 детей (в 2012 году - 1,691 детей, в 2011 году - 1,582 детей). Однако коэффициент рождаемости все-таки пока ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения (2,13 детей).

На протяжении последних лет стабильно снижается младенческая смертность. В связи с переходом на новые, более жесткие, критерии регистрации живорождения, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения, в 2012 году произошел рост младенческой смертности по сравнению с 2011 годом на 3,1 тыс. детей. Но с 2013 года тенденция снижения младенческой смертности продолжилась.

В 2013 году по сравнению с предыдущим годом несколько увеличилось число зарегистрированных браков (1 225,5 тысячи браков против 1 213,6 тысячи браков). Отчасти поэтому сокращается доля детей, родившихся в не зарегистрированном браке (в 2013 году - 23,0 процента, в 2012 году - 23,8 процента; в 2011 году - 24,6 процента). Около половины детей, рожденных вне брака, добровольно признаются отцами - их рождения регистрируются на основании совместного заявления родителей, не являющихся законными супругами. Стабильно сокращается число детей, родившихся у несовершеннолетних матерей. В 2013 году таких детей родилось 20,7 тысячи, в 2012 году - 22,3 тысячи, в 2011 году - 22,5 тысячи.

Миграционный приток населения из зарубежных стран (в основном из стран СНГ) также влияет на численность детей, постоянно проживающих в Российской Федерации, говорится в докладе. В течение 2011 - 2013 годов при некотором снижении общей численности миграционного прироста несколько увеличилось число детей и подростков в возрасте до 18 лет. В 2013 году гражданство Российской Федерации приобрели 40 131 ребенок, что составляет приблизительно 30 процентов от общей численности иностранцев, принятых в российское гражданство.

В докладе представлена исчерпывающая информация о положении детей и семей с детьми в нашей стране: уровень жизни, меры социальной поддержки (в том числе материальной), проблемы охраны здоровья детей, образования, спорта, досуга. Дан анализ семейного неблагополучия, сиротства, преступности среди несовершеннолетних.

Ирина Брост
Ответы детей можно оценивались как низкий, средний или высокой уровень.

Ответы детей можно оценивались как низкий , средний или высокой уровень :

Низкий уровень . Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностны, часто неадекватны. Дети в целом понимают, что нельзя наносить вред природным объектам, но не осознают почему.

Средний уровень . Дети в целом проявляют к природе положительное отношение. У детей сложились некоторые существенные представления о природных объектах. Представления о нормах отношения к животным и растениям становятся более дифференцированными. Знают правила поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов.

Высокий . Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. У них сформирован широкий круг представлений о природных объектах и явлениях. Мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

Результативность процесса экологического воспитания детей определялась с помощью педагогической диагностики. С этой целью были разработаны параметры оценки и диагностические карты уровня развития представлений по экологии и практические задания для проведения диагностики В процессе диагностики можно решать ряд взаимосвязанных задач :

Изучение уровня детей из области экологии ;

Изучение уровня соответствующих содержанию проекта ;

Изучение уровня сформированности трудовых умений и навыков по уходу за живыми объектами;

Изучение уровня сформированности отношения к природе – природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное.

На начальном этапе работы по проектам были получены следующие результаты :

- уровень сформированности представлений у детей из области экологии составил - 49%;

- уровень сформированности познавательных и речевых умений, соответствующих содержанию проекта – 54% ;

- уровень сформированности трудовых умений и навыков по уходу за живыми объектами -65%;

- уровень сформированности отношения к природе – природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное –66%

Публикации по теме:

На осенних прогулках мы собираем различный природный материал: шишки, желуди, каштаны, ягоды рябины, семена растений, листья. Из них мы.

Вот и закончился учебный год - прошли выпускные в детских садах, закончились хлопоты по организации праздников для детей, родителей и сотрудников.

Оформили Воспитатели МБДОУ №43 г. Сыктывкар Политова М. С., Кекиш Л. Н. Снежная пекарня Александрова А. Мы, ребята, зиму Любим горячо.

Памятка для воспитателей «Как можно заменить слово «учить» в календарном планировании» Как можно заменить слово «Учить» в календарном планировании (памятка) ФОРМИРОВАТЬ (способности, умения, знания, мотивацию) ПОБУЖДАТЬ детей.

Мастер-класс для воспитателей по нетрадиционной технике рисования «Как можно больше разнообразия» Мастер - класс для воспитателей «КАК МОЖНО БОЛЬШЕ РАЗНООБРАЗИЯ» Нетрадиционная техника рисования. Аширова Н. Х. МБДОУ «Лямбирский детский.

Для детей группы от 3 до 4 лет Цель: Развитие конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Обучающие задачи: 1.

Ответы на вопросы викторины «С природой на ТЫ» Ответы: 1). Экология – с греческого языка слово «экология» значит – наука о доме. Потому что oikos – это дом, а logos – учение. 2).

В группе на 40% сократилось количество детей с очень низким уровнем развития долговременной слухоречевой памяти, на 20% возросло количество детей с низким уровнем развития слухоречевой памяти, и на 20% - со средним уровнем. Динамика развития долговременной слухоречевой памяти дошкольников составила 40%. Положительная динамика наблюдалась у 80% респондентов. У 10% динамики не наблюдалось, у 10% - динамика имела отрицательную направленность.

В выборке на 10% сократилось количество детей с очень низким уровнем развития смысловой памяти, на 20% - с низким. На 10% возросло количество детей со средним уровнем развития смысловой памяти, на 20% - с высоким. Динамика развития смысловой памяти дошкольников составила 30%. Позитивные изменения наблюдались у 90% респондентов. У 10% - изменения не наблюдались.

В результате коррекционной воздействия в группе сократилось на 30% количество детей с низким уровнем развития фонематического слуха, на 30% возросло количество дошкольников с высоким уровнем развития фонематического слуха. Итак, динамика развития фонематического слуха составила на 30%. Положительная динамика наблюдалась у 60% респондентов. У 40% уровень развития фонематического слуха остался на прежнем уровне.

Дополнительно для определения достоверности эффективности коррекционного воздействия используем Т-критерий Вилкоксона. Вычисление критерия основано на выделении типичных и нетипичных сдвигов.

Математическая обработка результатов исследования указала на то, что коррекционно-развивающую работу следует продолжить и полученная динамика в развитии слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня является не случайной.

А значит выдвинутая нами гипотеза о том, что трудности развития слухоречевой памяти у детей с нарушениями речи связаны с недостаточным формированием фонематического слуха. Преодоление этих трудностей возможно при условии разработки системы коррекционных мероприятий, включающих игры и упражнения на развитие фонематических процессов.


Юность – время выбора профессии
Юность – это время выбора жизненного пути. Юноши строят планы, которым суждено или не суждено будет сбыться в зрелости. Начинается и реализация поставленных целей – работа по выбранной специальности, учёба в вузе, иногда создание семьи. Юность – всего лишь начало взрослой жизни, и иногда воспринимается как черновик, который можно отлож...

Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака
Специалисту по психосоциальной работе знакома проблема анализа факторов семейного благополучия-неблагополучия. Сложность семьи как социальной системы и психологической общности людей разного пола, возраста, социальной и профессиональной принадлежности приводит к тому, что попытки выделения полного списка таких факторов могут оказаться б...

Стиль общения в структуре индивидуальности. Индивидуальные различия (individual differences)
Для наиболее полного понимания вопроса рассмотрим его основные категории: индивидуальные различия и общение. Система коммуникации обусловливает не только нашу уникальность как биологического вида, но и уникальность каждого человека. Речь и язык требуют адекватного физического и неврологического развития людей в сочетании с получением и...

Количество детей в семье: установки и репродуктивное поведение

Очевидно, что количество детей в семье определяется, с одной стороны, репродуктивными установками супругов (в частности, установками на детность), а с другой - внешними обстоятельствами, которые, по оценке людей, могут благоприятствовать или не благоприятствовать реализации этих установок. Ниже представлены результаты одного из опросов , в ходе которого выяснялось, сколько детей люди имеют и в принципе хотели бы иметь, а также обсуждались ближайшие репродуктивные планы респондентов.

С одной стороны, говорить о массовой ориентации на многодетность сегодня не приходится: две пятых участников опроса (40%) заявили, что будь у них для этого идеальные условия, они хотели бы иметь двоих детей, еще 8% опрошенных и в идеальных условиях предпочли бы ограничиться одним. С другой стороны, говорить о "нормативной двухдетности" вроде как тоже нет достаточных оснований: треть респондентов утверждают, что при идеальных условиях хотели бы иметь троих (22%) или даже четверых и более (12%) детей.

Заявили, что вообще не хотели бы иметь детей, 7% участников опроса. Но делать поспешные выводы об их выраженной установке на бездетность не стоит. Присмотримся к этой группе внимательнее. На 77% она состоит из людей, которым более 45 лет. Скорее всего, они подразумевали, что уже больше не хотели бы заводить детей, какие бы условия у них ни были. Не исключено, что этот же смысл вкладывали в свой ответ и некоторые из опрошенных детородного возраста, уже удовлетворивших свою потребность в детях. Поэтому, чтобы получить более чистую оценку распространенности установки на бездетность, стоит посмотреть, какова доля нежелающих иметь детей среди бездетных респондентов в возрасте до 45 лет, - она же, согласно данным опроса, составляет 4% от общего числа опрошенных.

Реальное количество детей в российских семьях заметно отличается от желаемого. Четверть опрошенных (25%) сообщили, что детей у них нет. Естественно, эта группа формируется в основном за счет респондентов молодого возраста, еще не успевших обзавестись чадами. Так, в возрастной группе 18-25 лет доля не имеющих детей составляет, согласно опросу, 78%; в возрастной группе 26-35 лет - уже только 24%; в возрастных группах старше 36 лет - 8-10%. Далее, треть опрошенных сообщили об одном ребенке (31%), треть - о двоих (33%), 8% - о троих, у 4% - четверо детей и более. Распределение количества детей у респондентов по возрастным группам представлено на графике 1. Как и следовало ожидать, картины в трех возрастных группах старше 36 лет схожи. И, как видим, большинство респондентов останавливаются на одном-двух отпрысках.

Вообще, относительно установок на детность существуют два устойчивых стереотипа. Один гласит, что молодежь не желает обременять себя заботами, отказывать себе в жизненных удовольствиях и потому старается ограничиться меньшим количеством детей. Второй утверждает то же самое по поводу людей с высокими доходами - дескать, материалистические ценности и индивидуалистические устремления приводят к тому, что богатые заводят меньше детей, чем бедные. Посмотрим, подтверждаются ли эти расхожие мнения полученными в ходе опроса данными.

Очевидно, что зависимость установок на детность от возраста можно проверить только с помощью вопроса о желаемом количестве детей (табл. 1). Отметим, что в разных возрастных группах существенно различаются доли выбравших ответы "не хотел(-а) бы иметь детей" (неоднозначность такого ответа мы обсуждали выше) и "затрудняюсь ответить" (эту позицию чаще других выбирают самые молодые и самые пожилые респонденты). Но попробуем, не останавливаясь на этих различиях, представить общую картину. Мы увидим, что ответы респондентов разных возрастных групп в целом схожи, за исключением группы 18-25-летних: они несколько чаще остальных заявляют, что предпочли бы ограничиться одним ребенком (14% по сравнению с 6-9% в других возрастных группах), и реже сообщают о желании обзавестись тремя и более детьми (25% по сравнению с 34-39%). Кроме того, можно усмотреть некоторое различие между ответами 26-35-летних и 36-45-летних: установки первых несколько смещены в сторону двухдетности, установки вторых - в сторону предпочтения четырех и более детей.

Иначе говоря, определенные возрастные различия в установках на желаемое количество детей усматриваются, но они не столь существенны, как можно было бы ожидать, если бы снижение потребности в детях действительно было выраженным поколенческим феноменом.



Что касается связи между уровнем доходов и установкой на количество детей, то она действительно прослеживается - и в том, что касается фактического, и в том, что касается идеального числа детей (графики 2, 3).

Однако, на наш взгляд, обратная связь между уровнем дохода и реальным количеством детей - не более чем самоочевидная корреляция. Действительно, в семье с тремя детьми среднедушевой доход будет ниже, чем в семье с тем же совокупным уровнем заработка, но с одним ребенком или без детей.

Обратная связь между уровнем дохода и установками на количество детей также может быть простой корреляцией: ведь в семье, ориентированной на многодетность, вероятнее всего, детей уже больше (а значит, среднедушевой доход - ниже), чем в семье, ориентированной на малодетность. То есть приведенные данные не дают оснований говорить о том, что уровень дохода влияет на потребность в детях. Можно разве что сказать, что для одних важнее оказывается количество детей, а для других - уровень и качество жизни.

Чтобы проверить гипотезу о сниженной потребности в детях у людей с высоким уровнем дохода, следует, на наш взгляд, искать наличие такой связи в группах респондентов, гомогенных по количеству детей. И она обнаруживается только у тех, кто уже родил двоих детей: здесь люди с более высоким уровнем дохода действительно реже остальных выражают желание обзавестись еще одним или несколькими чадами (табл. 2).

Среди респондентов, имеющих одного ребенка, такой зависимости уже не наблюдается. А вот среди респондентов, еще не обзаведшихся детьми, ярко выражена даже обратная зависимость: чем выше среднедушевой уровень дохода в семье респондента, тем чаще он заявляет, что вообще-то хотел бы иметь двух и даже трех и более детей (табл. 3).

К сожалению, у нас недостаточно данных, чтобы объяснить, почему при изменении фактического количества детей в семье меняется зависимость между уровнем дохода респондента и желаемым количеством детей. Возможно, это биографичеcкий феномен: например, по мере насыщения потребности в детях происходит некая переоценка собственной жизненной ситуации и смещение репродуктивных установок. А возможно, это феномен возрастной (три группы, выделенные по количеству детей, заметно отличаются и по возрастному составу ), и дело в том, что в разных поколениях наблюдаются различные корреляции между уровнем дохода и потребностью в детях. Проверка как первой, так и второй гипотезы требует проведения дополнительных исследований.

В любом случае, повторим, универсальной зависимости между уровнем дохода и репродуктивными установками не наблюдается. Однозначного подтверждения гипотезы о сниженной потребности в детях у людей с высокими доходами мы также не получили.

Но вернемся к желаемому и фактическому числу детей. Из простого сопоставления двух рядов данных следует, что значительная часть россиян не полностью реализуют свои (декларируемые) установки на детность. Так, среди 36-45-летних респондентов (в большинстве своем, скорее всего, уже закрывших для себя вопрос с деторождением), 24% заявляют, что хотели бы иметь троих детей, еще 16% - что хотели бы иметь четверых и более. Однако обзавелись тремя-четырьмя детьми всего 8% и 6% соответственно (график 4).

Всего, согласно полученным данным, 57% опрошенных в возрасте 36-45 лет заявляют, что хотели бы иметь больше детей, чем у них есть; в группе 46-54-летних эта доля составляет 43% (в более молодых группах она, естественно, существенно выше - но эти респонденты, скорее всего, еще и не закончили свою репродуктивную деятельность).

Какие же причины мешают респондентам рожать столько детей, сколько они хотели бы? Всех участников опроса в возрасте до 50 лет спросили, планируют ли они рождение ребенка в ближайшие лет пять, и тех, кто делать этого не собирается, попросили объяснить, почему (вопрос задавался в открытой форме). Посмотрим, как отвечают на него те из опрошенных, кто утверждает, что хотел бы иметь больше детей, чем есть у него сейчас, но не планирует обзавестись потомством в обозримом будущем .

Респонденты старше 40 лет часто ссылаются на преклонный, по их мнению, возраст (хотя, конечно, это не единственная называвшаяся причина).

"Мне уже поздно заводить детей"; "возраст вышел"; "в моем возрасте уже с внуками нянчатся, а не с детьми"; "остарели"; "в мои годы это уже смешно" (ответы на открытый вопрос).

Респонденты моложе 25 лет, напротив, часто заявляют, что им заводить детей еще рано: не нашли спутника жизни, недоучились и не получили профессию, не обрели стабильного финансового положения.

"Мне еще рано об этом думать"; "молод еще"; "я еще не женат"; "сначала надо встать на ноги"; "сначала получу образование, работу - а потом буду планировать"; "сначала надо закончить учебу и устроиться на нормальную работу, чтобы обеспечить семью" (ответы на открытый вопрос). А вот среди респондентов среднего возраста (26-40 лет), в принципе желающих иметь больше детей, чем у них есть сейчас, наиболее частое объяснения отсутствия планов по обзаведению потомством - это финансово-материальные обстоятельства (на ту же причину, помимо возраста, часто ссылались и респонденты старше 40 или моложе 25 лет).

"Нет средств воспитывать"; "материальные и жилищные условия не позволяют, одного бы вырастить", "тяжелое материальное положение"; "зачем нищету плодить?"; "трудно прокормить даже одного"; "условия жизни не позволяют"; "все платно - тяжело", "по нашей жизни и одного трудно вырастить"; "нет квартиры, не смогу обеспечить им достойное образование, достойную жизнь"; "нет материальных возможностей растить детей, плохие жилищные условия" (ответы на открытый вопрос). Характерно, что и респонденты с низким, и респонденты с относительно высоким уровнем среднедушевого дохода в семье в равной мере склонны объяснять отказ от рождения еще одного ребенка недостаточным материальным благополучием - и даже говорят об этом одними и теми же словами. Ниже приведены высказывания респондентов из двух разных доходных групп, уже родивших двоих и желающих иметь троих и более детей, но пока что не планирующих их рождение (ссылки на возраст и личные обстоятельства мы опустим). "Нет денег, не позволяют жилищные условия"; "финансовая проблема, жилье"; "нет условий, нет работы"; "денег не хватает"; "этих хоть вырастить"; "нам не потянуть финансово"; "этих не прокормишь - зарплата маленькая" (ответы на открытый вопрос респондентов с уровнем дохода меньше 2000 рублей в месяц на человека в семье). "Нет жилья, финансовые проблемы"; "для этого нужны условия"; "финансовые возможности не позволяют"; "этих надо поднять"; "нет жилищных условий"; "очень дорого стоит поднять детей"; "полная нищета"; "нет средств" (ответы на открытый вопрос респондентов с уровнем дохода больше 3000 рублей в месяц на человека в семье). Остается заключить, что - по меньшей мере, на уровне фасадных ценностей - большинство россиян полагают: ребенку необходимо обеспечить определенный уровень жизни, некий минимальный соцпакет. Представления же о "необходимом минимуме" у всех, естественно, разные - для кого-то это еда и одежда, для кого-то - отдельная комната, качественное медицинcкое обслуживание, хорошее образование, отдых за границей и т. д. Самостоятельная, экзистенциальная ценность детей (установка на обзаведение ими вне зависимости от наличных условий) как бы отходит на второй план. В этом отношении, пожалуй, можно согласиться с исследователями, толкующими об "эпохе детоцентризма": центральным оказывается вопрос не о том, что дети могут дать родителям, а о том, что родители могут дать детям.

1 - Общероссийcкий опрос населения от 20-21 мая 2006 года (100 населенных пунктов, 44 субъекта РФ, 1500 респондентов).
2 - Средний возраст бездетных респондентов составляет 30 лет, средний возраст однодетных - 44 года, средний возраст двухдетных - 51 год.
3 - Доля таких людей составила 35% от означенной возрастной группы, или 20% по выборке; для сравнения: доля желающих иметь больше детей, чем есть, и планирующих ими обзавестись в ближайшие пять лет - 29% от группы, или 16% по выборке.

В России зафиксировали рекордно низкое число детей в сиротских учреждениях. Сейчас в банке данных осталось менее 48 тыс. анкет. Еще пять лет назад их было почти в полтора раза больше - 69 тыс. Эксперты считают, что федеральная и региональная поддержка приемных родителей теперь позволяет большему количеству россиян взять ребенка в семью. Например, в Москве выплаты составляют до 30 тыс. рублей в месяц. Кроме того, меняется и отношение общества к приемным семьям, отмечают специалисты.

На 1 сентября 2018 года в банке данных о детях-сиротах (его ведет Минпросвещения) числятся 47,8 тыс. ребят. Это самый низкий уровень за всю новейшую историю России. Например, пять лет назад там было 68,8 тыс. детей. В 2008 году их было 115,6 тыс. Об этом «Известиям» рассказал член Совета по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот при министерстве Армен Попов.

Он также отметил, что теперь число детей, которых берут в семьи, превышает количество тех, кого отправляют в детские дома. Сейчас в стране около 180 тыс. приемных родителей и усыновителей, и еще примерно столько же - кровных опекунов.

По данным Росстата, с 2006-го в стране ежегодно становится больше жителей в возрасте от 0 до 14 лет включительно, то есть сокращение числа сирот не связано с демографическими показателями.

Сейчас в России наблюдается еще и такая тенденция: чаще стали забирать деток с инвалидностью. Люди чувствуют потребность помогать им. Например, сейчас не найти в детском доме ребенка с синдромом Дауна. Их моментально забирают в семьи, чаще в те, где уже есть такой ребенок, - рассказал Армен Попов.

Государство комплексно подходит к развитию всех форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пояснили «Известиям» в пресс-службе Минпросвещения.

Мы действительно видим позитивную динамику, количество устроенных в течение года детей превысило количество выявленных сирот, - отметили в ведомстве.

В министерстве добавили, что развитие института семейного устройства детей - важнейший приоритет. Сейчас в стране работают 2,9 тыс. организаций, которые занимаются медицинским, психологическим и педагогическим сопровождением семей-усыновителей.

Приемные семьи могут рассчитывать и на поддержку из региональных бюджетов. Размер выплат зависит от субъекта, формы устройства (опека, приемная семья, патронат), числа взятых из сиротских учреждений детей, возраста и состояния их здоровья. Например, в столице выплаты могут достигать 30 тыс. рублей на одного ребенка. Также при поддержке Департамента труда и соцзащиты Москвы ежегодно проводится премия «Крылья аиста». В этом году три семьи с приемными детьми 5 сентября получат по 1 млн рублей.

Тенденция сокращения числа сирот не может не радовать, отметила уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова. Но главное, чтобы дети в приемных семьях были счастливы, подчеркнула она. Поэтому сегодня важно сделать акцент на развитии помощи, необходимого сопровождения приемных семей, сказала омбудсмен «Известиям».

После того, как пять с половиной лет назад президент России Владимир Путин обратил внимание на проблему устройства сирот, система качественно изменилась, считает первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по поддержке семьи, материнства и детства Юлия Зимова. Был издан указ главы государства, упрощающий процедуру усыновления и дающий налоговые льготы российским приемным семьям. Кроме того, развивалась и сама система устройства детей.

Раньше родители не знали, как воспитывать приемного ребенка, если только они не взяли его в младенчестве. Сейчас же в России появились школы приемных родителей, там кандидаты проходят обучение, - пояснила Юлия Зимова.

Но систему нужно доработать, считает она. Сейчас обучение для будущих приемных родителей общее, а необходимо выделить отдельные направления для желающих взять ребенка с инвалидностью или подростка.

В обществе за последние годы изменилось отношение к приемным семьям, отметила психолог по вопросам усыновления детей Людмила Петрановская. Теперь они могут рассчитывать на понимание со стороны окружения, считает эксперт.

Общество развивается, становится более осведомленным и современным, без предрассудков. Это помогает желающим взять приемного ребенка не бояться быть непонятым, - пояснила она.

Поскольку чаще всего дети попадают в детские дома по социальным причинам, в стране нужно усилить финансовую и психологическую поддержку неблагополучных семей, уверена лидер движения «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.

В базе данных осталось не так много детей-сирот, но всё равно велико число тех, кто находится на попечении государства по заявлению родителей. Дети из этой категории не попадают в банк сирот и не могут быть устроены в новую семью, потому что заявление временное - предполагается, что родители заберут ребенка обратно, но чаще всего такие заявления просто продлеваются. Этих заявлений примерно 3–5 тыс. в год, - рассказала она.

Ранее в разговоре с «Известиями» детский омбудсмен Анна Кузнецова высказала , что в рамках пенсионного маневра стоит позволить раньше заканчивать трудовую деятельность не только женщинам, родившим и вырастившим собственных детей, но также и принявшим в семью и воспитавшим троих и более детей-сирот.