Классифицируйте перечисленные явления проявление политики протекционизма. Протекционистские меры: какие они бывают

Политика протекционизма - это государственное покровительство в экономической сфере. Проявляется оно ограждением внутреннего рынка державы от возникновения на нем иностранных товаров. Политика протекционизма предусматривает также и поощрение экспорта конкурентоспособных товаров на внешние рынки. Задача данной формы государственного покровительства состоит в стимулировании развития государственной экономики, защиту ее от иностранной конкуренции при помощи нетарифного и тарифного регулирования.

Усиливающаяся мировая глобализация обуславливает необходимость вырабатывать адекватную политику протекционизма, повышая, таким образом, конкурентоспособность российских товаров в условиях национального и международного рынков. Проявление политической активности государства в отдельных сферах даст возможность отечественным производителям быстро и наиболее эффективно адаптироваться к условиям глобального экономического развития в посткризисный период.

Необходимо отметить, что в различные исторические периоды экономическая политика российского государства склонялась и в сторону и в сторону протекционизма. При этом четкого принятия какой-либо из экстремальных форм не было. Вместе с этим абсолютно с неограниченным товарооборотом, движением технологий, труда и капиталов сквозь национальные границы, не присуща ни одному государству.

В течение многих веков политические и экономические деятели спорят о том, что лучше - политика протекционизма, позволяющая развиваться отечественному производству, или свободная торговля, позволяющая сравнивать международные и национальные издержки промышленности напрямую.

1950-х-60-х годов характеризовалась либерализацией и приверженностью к свободе во С наступлением 1970-х годов отмечается другая тенденция, в которой преимущественно используется политика протекционизма. Государства друг от друга начали постепенно отгораживаться, используя при этом все более изощренные тарифные, а в особенности, нетарифные барьеры. Таким образом, осуществлялась защита своего внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Политика протекционизма может быть направлена на постоянную защиту отечественных стратегических отраслей от иностранной конкуренции. Это, в свою очередь, обеспечивает неуязвимость страны в условиях военных действий.

Ограждение внутреннего рынка может быть и временным. Как правило, данное условие применяется к недавно созданным экономическим отраслям. Временные меры могут быть сняты по достижению производственных сфер необходимой конкурентоспособности с подобными сферами прочих государств.

Государство может применить политику протекционизма в качестве ответной реакции на аналогичные ограждающие экономику меры в других странах.

Экономические меры государства по защите своего внутреннего рынка могут иметь несколько форм:

Отраслевая форма (осуществляется защита отдельной отрасли);

Селективная форма (осуществляется защита от конкретного государства или товара);

Коллективная форма (защита осуществляется несколькими объединившимися странами);

Скрытая форма (применение в защите не таможенных способов).

Необходимо отметить, что экономика России сегодня обладает низкой конкурентоспособностью в сравнении с экономиками других государств. В связи с этим велика вероятность того, что в развивающемся в мире глобальном хозяйстве российское государство может занимать место, слабо отражающее его истинный потенциал, как научно-технического, так и природно-ресурсного. Таким образом, вероятно превращение страны в простого поставщика ресурсов для стран, промышленно более развитых. Однако на развитие данного процесса оказать влияние может политика протекционизма в России.

Протекционизм

Протекциони́зм - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству , спор между этими двумя доктринами продолжается со времён Адама Смита . Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

Основные виды протекционизма

  • Селективный протекционизм - защита от конкретного товара, или против конкретного государства;
  • Отраслевой протекционизм - защита конкретной отрасли;
  • Коллективный протекционизм - взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  • Скрытый протекционизм - протекционизм при помощи нетаможенных методов;
  • Местный протекционизм - протекционизм продукции и услуг местных компаний;
  • Зелёный протекционизм - протекционизм при помощи норм экологического права;
  • Коррупционный протекционизм - когда политические деятели действуют в интересах не массового избирателя, а организованных бюрократических и финансовых групп.

История протекционизма

Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1870-1880-х гг . После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг. В Западной Европе повсеместный переход к жёсткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929-1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т. н. «Кеннеди-раунда» США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли .

Взгляды сторонников протекционизма и аргументы в его защиту

Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается: 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений; 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырьё; 3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30 %, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта); 4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы) .

Сторонники протекционизма утверждают, что страны Европы и Северной Америки смогли провести свою индустриализацию в XVIII-XIX вв. в основном благодаря протекционистской политике . Они указывают, что все периоды бурного промышленного роста этих стран совпадали с периодами протекционизма, включая новый рывок в экономическом развитии, произошедший в странах Запада в середине XX в. (создание «государств всеобщего благоденствия») . Кроме того, они утверждают, подобно меркантилистам XVII-XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и более быстрому естественному росту населения .

Критика протекционизма

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.

Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм, фритредерство , рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь. По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от неё. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины - наличие у страны рыночной власти, то есть способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта .

Цитаты

Если же Англия лет 50 фритредерствует в наше время, то нельзя забыть, что лет 200 в ней действовал усиленный протекционизм, начало которому положено навигационным актом (1651), что она и поныне превосходит другие страны промышленно-торговым развитием, выросшим на почве протекционизма.

Начинатели всяких промышленных дел получают первые свои товары дороже, чем могут их продавать предприятия, уже укрепившиеся, приобретшие опыт и погасившие начальные затраты. Подобные окрепшие предприятия, владея капиталом и кредитом, легко прекращают начинания соперничества, возрождающегося в иных странах, сбавляя цены или даже продавая товары временно в убыток. Множество общеизвестных данных об этом свидетельствует.

Статьи

  • У. Столпер, П. Самуэльсон - «Протекционизм и реальная заработная плата»
  • Владимир Попов - «Китай: Технология экономического чуда»
  • Политика экономического протекционизма: плюсы и минусы
  • Аргументы «за» и «против» протекционизма на примере Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Протекционизм" в других словарях:

    Система покровительственных пошлин, имеющая целью поддержать внутреннее производство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОТЕКЦИОНИЗМ система покровительств. пошлин, т. е. высокого обложения иностр.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства. Осуществляется посредством введения комплексапрямых и косвенных ограничений импорта таможенных… … Финансовый словарь

    - (protectionism) Точка зрения, согласно которой ограничение международной торговли является желательной политикой. Ее целью может быть предотвращение безработицы или потери производственных мощностей в отраслях, которым угрожает импорт, содействие … Экономический словарь

    - (protectionism) Защита, покровительство (покровительственная система в торговле). Теория или практика ограничения торговли между странами в пользу отечественных производителей путем установления тарифов, квот или (чаще всего используемых в наше… … Политология. Словарь.

    протекционизм - (социально психологический аспект) (от лат. protectio прикрытие) корыстное покровительство, оказываемое кому либо лицом или группой лиц, обладающих властью. П. ведет к возникновению привилегированного круга лиц, культивированию конформизма,… … Большая психологическая энциклопедия

    1) экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта. Для… … Большой Энциклопедический словарь

    протекционизм - а, м. protectionnisme m. < лат. protectio защита, прикрытие. 1. Экономическая политика буржуазных стран, связанная с ограждением отечественной промышленности и сельского хозяйства от иностранной конкуренции и с захватом внешних рынков. Система … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Каждое государство, которое хочет существовать, должно заботиться об экономической составляющей жизни. Одним из самых важных механизмов является протекционизм.

Что такое протекционизм?

Так называют экономическое покровительство государства, которое проявляется в том, что внутренний рынок своей страны ограждается от импорта в него иностранных товаров. Также проводится поощрение экспорта путём увеличения конкурентоспособности продукции на внешних рынках. При грамотной политике это выливается в экономический рост.

Но имеет и негатив государственный протекционизм. Его значение в экономике может поменяться на диаметрально противоположное, если бесцеремонно тянуть одеяло на себя, поскольку это вызовет ответные действия со стороны других стран.

Зачем проводится политика протекционизма?

Её задачей является стимулирование развития национальной экономики, а также защита от иностранной конкуренции с помощью нетарифных методов. При усилении процесса мировой глобализации чрезвычайно важной является выработка адекватной политики протекционизма, чтобы увеличить на внутреннем и внешнем рынке. При активных и рациональных действиях государственная политика протекционизма для предприятия позволит эффективно и быстро им адаптироваться к меняющимся условиям развития экономики мира.

Что нам говорит история?

В разные периоды государственные образования постоянно меняли свои направления экономической политики. Они двигались то к то к протекционизму. Правда, ни одна государственная никогда нигде так и не приняла радикальную форму. Так, для абсолютно необходимо чтобы существовало движение товаров, технологий, капитала и труда без каких-либо ограничений. А такое положение дел имеет свои нюансы, из-за которых ничего подобного организовано не было. Поэтому абсолютный государственный протекционизм - это что-то из области фантастики. Сейчас любое правительство регулирует оборот ресурсов в своей стране. Несмотря на то что массовым является декларирование открытости экономики, по сути, так прикрывают довольно хитрый протекционизм государственных экономических интересов.

Дилемма

Значительной теоретической задачей является выбор: что же лучше - протекционизм или свобода торговли. Так, преимущества первого в том, что он позволяет развивать национальную промышленность. Свобода торговли может похвастаться тем, что сравниваются национальные издержки с международными. И конца краю не видно дискуссии про то, что же лучше.

Если рассматривать развитие этой дилеммы, то стоит заметить, что до начала 70-х годов прошлого века страны мира постепенно переходили на поддержку свободы торговли и усиливали либерализацию. Но с того момента фиксируется обратная тенденция. Так, государства отгораживаются от других с помощью изощренных тарифов и различных барьеров, защищая свою экономику от иностранной конкуренции.

Виды защиты

Что же в качестве цели перед собой ставят различные государства, обращаясь в сторону протекционизма? Об особенностях позволяют судить виды защиты. Всего их выделяют два:

  1. Постоянная защита. Используется для огораживания от иностранной конкуренции отраслей, что имеют стратегическое значение для отечественной экономики (сельское хозяйство, военная промышленность), имеет значительную важность в критических ситуациях (например, война).
  2. Временная защита. Используется для того, чтобы огородить отрасти, что были недавно созданы, пока они не станут настолько стабильны, что смогут успешно конкурировать с аналогичными сферами других государств.

Также могут быть приняты соответствующие меры, если торговые партнеры ввели определённые протекционистские ограничения со своей стороны. Явный государственный протекционизм - это такая мера, которая почти всегда влечёт за собой ответную реакцию. Своеобразным выходом может стать пропаганда покупать отечественную продукцию без активации каких-то ограничений.

Формы протекционизма

В каком виде он может существовать? Выделяют четыре формы:

  1. Селективный протекционизм. Подразумевает защиту от конкретного товара/государства.
  2. Отраслевой протекционизм. Сюда относят защиту определённой сферы экономической жизни (к примеру, сельской хозяйство).
  3. Коллективный протекционизм. Под этим понимают взаимную защиту нескольких стран, что объединились в союз.
  4. Скрытый протекционизм. Под ним понимают защиту, во время которой используют не таможенные методы, в том числе и те, что стимулируют отечественного производителя.

Современный протекционизм

Под ним подразумевают нетарифные и таможенно-тарифные ограничения. Основной задачей правительства в сфере международной торговли является помощь экспортерам в продаже продукции на внешних рынках путём увеличения их конкурентоспособности, а также ограничение импорта с использованием средств уменьшения привлекательности зарубежных товаров на территории страны. При этом большая часть методов регулирования занимается тем, что регулирует импорт. Остальные форсируют экспорт.

Говоря про тарифные ограничения, следует сказать, что существуют только и квоты. Это всё, что к мерам государственного протекционизма относится и никем не прячется. Все они ориентированы на то, чтобы регулировать импорт. Но к мерам государственного протекционизма относится и нетарифное ограничение. Под ним понимают квотирование, лицензирование, государственные закупки, различные требования по присутствию местных компонентов, технические сборы, налоги и сборы для нерезидентов, демпинг, субсидирование и кредитование экспорта. Это под собой подразумевают меры государственного протекционизма. Относится к ним и ещё ряд меньших по важности составляющих, но ввиду редкости применения и специфичности, они будут опущены в рамках данной статьи. Кстати, можно сказать, что к мерам государственного протекционизма относится и введение санкций по отношению к другим странам. Но это специфический вопрос, единого мнения по которому пока нет.

Государственный протекционизм в России: текущее положение дел и перспективы развития

По таможенно-тарифному регулированию следует отметить, что осуществляется внедрение новых технологий, что позволяют совершать улучшенное администрирование и отслеживание положения дел. На нетарифном поле происходит расширение использования специфичных методов в рамках управления. При этом существует ориентация на экспорт высокотехнологичных услуг, товаров и технологий.

В долгосрочной перспективе важным является инновационное развитие. Особенно его значение растёт при постепенном исчерпании потенциала эффективности других факторов. должна предполагать создание условий, при которых будет расти развивающаяся активность и доля инвестиций, что направлена на внедрение продуктов и технологических процессов нового качества. В конечном результате это будет иметь исключительное значение в вопросе повышение качества жизни населения.

Важной для удовлетворения потребностей людей является поддержка малого и среднего бизнеса. Здесь можно работать на снижение количества административных барьеров, упрощение документальных процессов (регистрация и закрытие предприятия), сокращения перечня видов деятельности, что требуют лицензии. В конечном итоге, необходимо стремится формировать инвестиционно-привлекательную среду. Не в последнюю очередь путём снижения совокупной налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Пока же нельзя сказать, что этот аспект к мерам государственного протекционизма относится.

франц. protectionnisme, от лат. protectio - защита, покровительство) - часть гос. экономич. политики, направленная на обеспечение преобладания своей пром-сти на внутр. рынке посредством ее ограждения от иностр. конкуренции тамож. пошлинами, а также на поощрение экспорта пром. товаров. Характер П. и соответственно средства тамож. политики (запрещение ввоза, высота пошлин, тарифные соглашения, торг. договоры и т. д.) изменялись в зависимости от общей экономич. политики, проводимой в ту или иную эпоху. В период первоначального накопления и зарождения капиталистич. отношений П. являлся составной частью политики меркантилизма, не ограничивавшегося одной тамож. защитой возникающей капиталистич. пром-сти, но практиковавшего многообразные формы ее поддержки. П. носил нередко запретительный характер (полное запрещение ввоза определ. товаров, высокие ввозные пошлины). П. широкое распространение имел во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австр. монархии, многих герм. гос-вах и др. (в России - впервые при Петре I). Высокая тамож. охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной пром-сти. Под знаком П. наполеоновская Франция вела экономич. борьбу с Англией (см. Континентальная блокада, 1806-14). Для эпохи домонополистич. капитализма характерен "защитный" П. в большинстве стран Зап. Европы и США, направленный на охрану нац. пром-сти от более развитой пром-сти Англии, проводившей (с 40-х гг. 19 в.) политику "свободы торговли" (см. Фритредеры). С обоснованием политики П. в рамках нац. х-ва выступил нем. экономист Ф. Лист (1789-1846). Для периода перерастания "свободного" капитализма в монополистич. становится характерным "наступательный" П., направленный на завоевание внеш. рынков (герм. тамож. тариф 1879, изд. Бисмарком, амер. Мак-Кинли тариф 1890). Он остается характерным для империалистич. политики последующего времени и служит средством конкурентной борьбы на мировом капиталистическом рынке, средством закабаления экономически слаборазвитых стран. П. ряда стран (России, Японии) и в этот период оставался "защитным". Во время мирового агр. кризиса конца 19 в. возникает (сначала в Германии) агр. П. для защиты от конкуренции дешевого хлеба из США, Канады и др. В период между двумя мировыми войнами наступательный П. становится частью гос.-монополистич. регулирования внеш. торговли. В совр. условиях крупнейшие монополии уже не являются сторонниками П. в рамках "нац. х-ва". Одни из них, прежде всего монополии наиболее мощной державы - США, вообще выступают под лозунгом "свободной торговли" в глобальных масштабах (в рамках т. н. Генерального соглашения о тарифах и торговле - ГАТТ, охватывавшего к нач. 1967 84 страны, ведутся переговоры о снижении тамож. тарифов); другие выступают за региональную "интеграцию" ("Общий рынок", Европ. ассоциация свободной торговли), добиваясь уничтожения нац. тамож. пошлин на отдельных участках мирового капиталистич. рынка, чтобы утвердить новую форму сверхпротекционизма, воздвигнув общие тамож. барьеры вокруг региональных рынков. Этот сверхпротекционизм опирается на гос.-монополистич. регулирование мировой экономики междунар. картелями. К П. на базе нац. рынка в империалистич. странах тяготеет гл. обр. немонополистич. буржуазия. К средствам "защитного" П. прибегают в современных условиях для защиты своей промышленности от разрушительной империалистической конкуренции молодые суверенные государства, стремящиеся развить свою национальную экономику. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 24, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23; Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 2 изд., (М.-Л.), 1947, с. 120-21, 131-33, 135-38; Лист P., Нац. система политич. экономии, пер. с нем., СПБ, 1891; Кулишер И. М., История экономич. быта Зап. Европы, (8 доп. изд. 1, т. 1-2, М.-Л., 1931; Милейковский А. Г., Междунар. разделение труда и бурж. политич. экономия, в кн.: Бурж. политич. экономия о проблемах совр. капитализма, M., 1965. И. Ф. Гиндин. Москва.

08Июл

Что такое Протекционизм

Протекционизм – это вид экономической политики, который направлен на поддержку и развитие отечественных производителей товаров и услуг, за счет государственной помощи и снижения влияния внешних конкурирующих вызовов.

Протекционизм — простыми словами.

Простыми словами, протекционизм – это модель экономики, в которой искусственно все преференции отдаются собственным производителям. Государство создает для них благоприятную среду за счет снижения конкуренции на рынке, что достигается благодаря закрытию своего рынка для иностранных компаний. Зачастую в таких моделях, отечественные компании активно финансируются из государственной казны.

Политика протекционизма и государственный протекционизм, в чем суть.

В стране с протекционистской политикой, отечественные производители изолированы от конкуренции с иностранными фирмами благодаря ряду барьеров на ввоз импорта. Они также часто поддерживаться непосредственно правительством с использованием субсидий и дотаций. Противоположностью протекционизма является свободная торговля, в которой импортные товары могут свободно ввозится в страну. Благодаря свободной торговле, рынок является здоровой экономической средой, где правила и цены устанавливаются за счет таких многих факторов как: спрос и предложение, качество и сервис. Именно по этой причине, многие передовые страны предпочитают развиваться именно в условиях открытой торговли, а политику протекционизма считают пережитком прошлого.

Цели и мотивы экономического протекционизма.

Логика протекционизма заключается в том, что отечественные отрасли промышленности могут пострадать, когда сталкиваются с иностранным импортом. Зачастую импортные продукты являются гораздо дешевле отечественных за счет многих факторов. Иногда на цену может повлиять: более дешевая рабочая сила, доступность природных ресурсов, техническое превосходство в производстве или другие факторы.

Установив жесткие импортные тарифы и квоты, правительство может теоретически увеличить рынок для отечественных товаров, фактически закрыв рынок для иностранных производителей. Это, в свою очередь, призвано помочь отечественной экономике.

Когда ограничения на импорт сопровождаются государственными субсидиями, и ведется политика по стимуляции экспортных операций, теоретически это должно благотворно влиять на экономику страны. Тем не менее, это не всегда так. Благодаря отсутствию конкуренции, компании могут проявлять меньший интерес к разработке инновационных продуктов, придерживаясь старых изобретений и технологий. Они также могут сталкиваться с экспортными барьерами, поскольку зарубежные страны часто реагируют на протекционизм с помощью собственной протекционистской политики. В итоге мы получаем ситуацию, в которой никто не хочет торговать в одностороннем порядке с глухой протекционистской страной.

Плюсы и минусы политики внешнеэкономического протекционизма.

Основным минусом данной политики является тот факт, что при отсутствии свободного рынка, цены на товары и услуги становятся завышенными, а их качество очень низким. Без низкой стоимости и высокого качества иностранной конкурентной продукции, отечественные компании могут позволить себе взимать, все что угодно, за свои товары и услуги. Помимо этого, в условиях протекционизма, местные компании могут лоббировать различные законопроекты, помогающие им диктовать стандарты качества выпускаемой продукции. В данном случаи, если нет необходимости постоянно улучшать свой продукт, то и техническое усовершенствование предприятий становится не самым приоритетным делом. В итоге научный прогресс в плане производства затормаживается.