II. Перспективы развития промышленного производства в России

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко

За годы суверенной власти Россия упрочила свои позиции на энергетическом рынке в ущерб развитию отечественной обрабатывающей промышленности, увеличив импортозависимость по продовольственным товарам и продукции обрабатывающих отраслей. Подъем национально-патриотической волны, вызванный геополитическими событиями, а также давлением со стороны Запада заставили власть пересмотреть приоритеты экономической политики в рамках обеспечения национальной безопасности посредством импортозамещения. Сферой, призванной решить данную задачу, стала обрабатывающая промышленность. Первые инициативы в этом направлении касались поощрения госзакупок продукции отечественного производства, ограничения покупок импортной продукции для государственных структур, логическим продолжением стала разработка закона «О промышленной политике» и создание Фонда развития промышленности.

Закон о промышленной политике предполагалось принять еще в 2008 году, тогда в Государственную Думу были внесены проекты - «О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года» и «О национальной промышленной политике в Российской Федерации». Но оба они получили отрицательные заключения на стадии согласования в правительстве. К настоящему моменту закон о промышленной политике принят в 42 субъектах РФ.


Рис.1. Субъекты РФ, имеющие законы в сфере промышленности. Вклад добывающей и обрабатывающей отраслей в валовый региональный продукт (по данным Росстата)

В 2013 году появился фонд развития промышленности регионов. Данный фонд был создан вскоре после выступления президента на Госсовете по вопросам о повышении инвестиционной привлекательности регионов, имеет ли он прямое отношение к государственным структурам, определить не удалось, однако задачи фонда согласуются с законодательством РФ и направлены на решение экономических задач регионов. Он оказывает поддержку инвесторам в таких отраслях, как разработка месторождений и добыча полезных ископаемых и драгоценных металлов, топливно-энергетический и металлургический комплекс, транспорт и связь, агропромышленный сектор, строительство, недвижимость, финансовый сектор и высокие технологии. Примечательно, что высокие технологии стоят далеко не на первом месте в перечне, в то время как добывающая промышленность – в авангарде. Такой важный для национальных интересов страны фонд возглавил двоюродный брат Президента Игорь Путин.

За так называемые потерянные 20 лет состояние промышленности менялось в пользу укрепления добывающей и ослабления обрабатывающей промышленности. Так, вклад обрабатывающей промышленности сократился с 17,1% до 14,8%, добывающей вырос с 6,6% до 10,8%.

За последние 6 лет общее число субъектов экономической деятельности в России выросло на 1,2%, при этом количество предприятий в обрабатывающих отраслях промышленности уменьшилось на 15,8%, число заводов, производящих машины и оборудование, – на 39%.



Рис.2. Вклад отраслей промышленности в ВВП страны (1. Добыча каменного угля, бурого угля и торфа, 2. Добыча сырой нефти и природного газа; 3. Добыча металлических руд; 4.Добыча прочих полезных ископаемых; 5.Производство пищевых продуктов, включая напитки; 6.Производство одежды; выделка и крашение меха; 7.Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели; 8.Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них; 9.Издательская полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации; 10.Производство кокса; производство нефтепродуктов; 11.Химическое производство (без производства пороха и взрывчатых веществ); 12.Производство резиновых и пластмассовых изделий; 13.Производство прочих неметаллических минеральных продуктов; 14.Металлургическое производство; 15.Производство готовых металлических изделий; 16.Производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов); 17.Производство электрических машин и электрооборудования; 18.Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи; 19.Производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов; 20.Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов; 21.Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств; 22.Производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки; 23.Прочая продукция обрабатывающих производств; 24.Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды; 25.Сбор, очистка и распределение воды)

Основной фонд сектора добыча полезных ископаемых вырос с 7,1% до 10,1 % от общего фонда по всем видам экономической деятельности, а обрабатывающего производства сократился с 8,9% до 8,1%.



Рис.3. Доля основных фондов промышленности в общем объеме основных фондов (по данным Росстата)

По структуре инвестиций в основной капитал лидирует сектор добыча топливно-энергетических ресурсов, именно на этот сектор приходится 32,8% от всех иностранных инвестиций. На долю производства машин и оборудования и электрооборудования приходится только 1,5% и 1,3% от общего объема инвестиций.


Рис.4. Инвестиции в основной капитал по видам промышленной деятельности (в % к общему объему инвестиций в промышленность, 2012 г.)

По объему затрат на технологические инновации выделяются такие отрасли промышленности, как производство кокса и нефтепродуктов (17,7%), металлургическое производство (15,4%) и добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (13,6%), то есть нетехнологичные сектора, в то время как наиболее технологические отрасли по объему затрат на технологические новации отстают в 3 и более раз.


Рис.5. Затраты на технологически инновации организаций, в % к общему объему затрат на технологические инновации (по данным Росстата)

За эти годы Россия поставила себя в импортную зависимость по всем секторам обрабатывающей промышленности, значительно снизив конкурентоспособность собственной продукции на мировом рынке, что проявилось в снижении их доли в структуре экспорта страны. Доля импорта в розничной торговле достигла 44%. На рис.6 представлена доля на российском рынке импортной продукции некоторых товарных групп.



Рис.6. Доля импортной продукции на российском рынке, в % (данные за 2010-2012 г., ЕМИСС)

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что отсутствие в стране государственной промышленной политики привело к дисбалансам развития, когда все финансовые потоки были направлены в наиболее рентабельный сектор добычи топливно-энергетических ресурсов.

В рамках политики поощрения развития промышленности предполагается проведение комплекса мер:

Принятие закона о промышленной политике, разработанного МИНПРОМТОРГом (должен поступить в Государственную Думу до 30 июня). Примечательно, что в самом тексте проекта нет разграничения на добывающую и обрабатывающую промышленности и прямого упоминания поддержки обрабатывающей промышленности;

Создание фонда развития промышленности объемом в 50 млрд рублей в целях повышения доступности займов на финансирование проектов в соответствии с приоритетами. Предполагается, что он будет выделять средства на кредит под сниженную ставку в 5%. Сейчас эта ставка составляет минимум 12% (а иногда доходит до 20%), в то время как, к примеру, в Канаде- 2%, в Китае – ниже 6%. По прогнозам экономистов этот фонд может оказать положительное влияние на зависящие от импорта оборудования отрасли, в первую очередь - это легкая промышленность, машиностроение, строительство и индустриальное производство. Однако до сих пор еще не определен механизм финансирования фонда (из бюджета или фонда национального благосостояния), критерии отбора инвестиционных программ, подведомственность данной структуры. Вероятно, что фонд будет предоставлять займы по ставкам не выше стран-конкурентов как государственным, так и частным предприятиям для целей исключительно на модернизацию и обновление технологических фондов, а также исполнение проектов в рамках госпрограмм;

Регуляция промышленности через фискальную политику. Так, предполагается повысить уровень налогообложения организаций, имеющих оборудование с истекшим сроком полезного использования, а также ввести налоговые льготы на вновь создаваемых предприятиях промышленности;

Создание в 2015-2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий, а также разработка к 1 декабря механизма поддержки предприятий промышленности при их переходе на такие технологии;

Установление к осени перечня товаров, которые будут закупаться для государственных и муниципальных нужд исключительно или преимущественно у российских производителей, а также у компаний государств-членов Таможенного союза;

Ввод в практику специального инвестиционного контракта - соглашения, заключенного между инвестором, федеральной и региональной властями, по которому инвестор обязуется выполнить социально-экономические обязательства: создать новое предприятие, высокотехнологичные рабочие места и наладить выпуск инновационной продукции;

Создание индустриальных парков;

- организация Национального промышленного совета при президенте РФ с полномочиями координирования деятельности по реализации государственной промышленной политики. Ежегодный доклад совета о развитии промышленности станет составной частью отчёта правительства в Государственной Думе.

В целом стимулирование промышленности предполагается осуществлять через комплекс мероприятий: финансовая, информационная и консультационная поддержка, поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности; в области развития кадрового потенциала; поддержка внешнеэкономической деятельности (поощрение несырьевого экспорта); предоставление государственных и муниципальных преференций и другое.

Интересен опыт в сфере развития промышленности члена Таможенного союза – Казахстана, который также как и Россия отличается сырьевой направленностью экономики. В РК была принята Дорожная карта бизнеса с отмеченными рекомендованными местами для каждого региона расположения объектов промышленного назначения. Карта простимулирует развитие регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики. Реализация Программы осуществляется по трем направлениям: поддержка новых бизнес-инициатив (в том числе субсидирование части процентной ставки по кредитам Банков для реализации проектов, развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры, подготовка кадров и др.), оздоровление предпринимательского сектора и поддержка экспортоориентированных производств.

Россия могла бы также разработать аналогичную карту, указав места объектов, где ранее располагались заводы и предприятия обрабатывающей сферы, поскольку в таких когда-то промышленных центрах еще сохранился персонал с необходимой профессиональной квалификацией, но занятый в непрофильной сфере. Привлечение старых специалистов, которые одновременно с производством будут обучать молодые кадры, решило бы острую для России проблему отсутствия подготовленных и высокопрофессиональных кадров.

Принятие закона о промышленности - это ключевая веха стратегического планирования развития России. В стране давно существует необходимость возрождения обрабатывающей промышленности, что позволит преодолеть чрезмерную зависимость от импортной продукции и ускорить темпы роста ВВП. В противном случае страну ждет углубление отставания от технологически-развитых стран, полное превращение в сырьевой придаток (Европы или Китая) и подчинение внутри и внешнеполитической линии интересам олигархической верхушки.

Развитие промышленности

Промышленность пореформенной России развивалась гораздо быстрее, чем сельское хозяйство. Основными процессами, определившими лицо отечественной индустрии 1860–1890-х гг., можно считать: завершение промышленного переворота; развитие капиталистических отношений; формирование новых промышленных районов и центров (Донбасс, Бакинские нефтепромыслы); возникновение новых отраслей промышленности (нефтехимической, электротехнической).

К началу 80-х гг. XIX в. в России в основных сферах промышленного производства машинная техника уже вытеснила ручную, водяное колесо практически вытеснил паровой двигатель. Паровые машины и механические станки завоевали господствующее положение в горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной отраслях промышленности. Важным показателем промышленного переворота явился бурный рост в 1860–1870-е гг. парового механизированного транспорта.

Важным источником средств для развития промышленности стали не только внутренние капиталы (частные или государственные), но и иностранные инвестиции . Дж. Юз в 1872 г. финансировал угледобычу и металлургию Донбасса, Л. Нобель владел машиностроительными предприятиями в Петербурге и с 1876 г. занимался нефтедобычей в Баку, Ф.Л. Кнопп в 1870-е гг. владел большим числом предприятий легкой промышленности в северо-западном районе.

Государство проводило покровительственную политику в отношении отечественной промышленности. Уже в 1861 г. был предпринят ряд мер, направленных на поощрение отечественного машиностроения.

Министры финансов Н.Г. Бунге (1881–1886 гг.), И.А. Вышнеградский (1887–1892 гг.) и особенно С.Ю. Витте (1892–1893 гг.) старались содействовать промышленному росту путем стабилизации национальной валюты, развития транспортной инфраструктуры и введения покровительственных таможенных тарифов.

Особенно преуспел С.Ю. Витте. В 1894 г. введена винная монополия государства. В 1895–1897 гг. проведена денежная реформа. Рубль получил золотое содержание и стал основной монетной единицей страны. Развитие индустрии стимулировалось активным железнодорожным строительством. С 1861 по 1900 гг. совокупная длина железнодорожного пути в России увеличилась почти в 32 раза.

Показатели промышленного роста пореформенной России впечатляют.

Если в 1861 г. производилось 11 млн. пудов стали, то в 1891 г. – 45 млн. пудов. В 1861 г. выплавлялось 14 млн. пудов чугуна, а в 1891 г. – 60 млн. пудов.

Среди новых отраслей особенно динамично развивалась нефтедобыча, возникшая в начале 1870-х гг. В 1871 г. добывалось 3 млн. пудов нефти, а в 1891 г. – 275 млн. пудов.

К началу XX в. Россия производила 6% мировой промышленной продукции, твердо занимая пятое место в мире (после Великобритании, США, Германии, Франции) по этому показателю. Россия была одной из лидирующих стран мира по темпам промышленного развития.

Пореформенная промышленность России производила в основном предметы потребления, однако, начиная с 1880-х гг., растёт удельный вес производства средств производства.

Впервые пореформенные десятилетия промышленный облик страны определяла лёгкая промышленность, ведущую роль в которой занимала текстильная. Московский, Петербургский и Прибалтийский районы были главными текстильными районами России: здесь сосредотачивалось 75% ткацких станков, 80% мощности паровых машин и 85% рабочих всей текстильной промышленности страны.

Другой важнейшей отраслью промышленности была горнодобывающая, которая в первые пореформенные десятилетия сосредотачивалась на Урале. В пореформенной России, наряду с развитием старых, традиционных районов – Московского, Петербургского, Прибалтийского, Урала, прибавились новые: южный угольно-металлургический (Донбасс и Южная Украина), Бакинский нефтедобывающий. Возникли крупные промышленные центры – Баку, Харьков, Юзовка (Донецк), Горловка. Значительные успехи сделало отечественное машиностроение. Крупными центрами транспортного машиностроения (паровозов, вагонов, пароходов) стали Сормово и Коломна. Центрами сельскохозяйственного машиностроения – Харьков, Одесса, Бердянск, Александровск, Елисаветград.

В 1879 г. в Европейской России в фабрично-заводских посёлках было занято 47% фабрично-заводского пролетариата, в 1890 – уже 51,5% от общего числа рабочих крупной промышленности. Число крупных предприятий (с 1000 и более рабочих) за период с 1886 по 1890 гг. выросло вдвое, число рабочих в них – вдвое, а сумма производства – впятеро. Россия отличалась наиболее высоким уровнем концентрации промышленности. Основным источником формирования класса наёмных рабочих явилось разорённое крестьянство. В связи с процессом расслоения крестьянства, а также с ростом аграрного перенаселения, деревня отпускала в город всё большее количество работников. Если в 1860-х гг. ежегодно выдавалось около 1,3 млн. паспортов на отход, то в 1890-х – уже свыше 7 млн. Процесс формирования промышленной буржуазии начался ещё в дореформенную эпоху. Социальной базой формирования русской промышленной буржуазии служили купечество, мещанство, но преимущественно зажиточное крестьянство. Известные династии русских фабрикантов – Гучковы, Коноваловы, Кондрашовы, Гарелины, Зубковы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские вышли из крестьян. В 1870–1880-х гг. возникают организации буржуазии для защиты её интересов: в 1871 г. «Совет съезда горнопромышленников Юга России», в 1880 г. – «Совет съезда горнопромышленников Уральской горной области», в 1888 г. – «Совет съезда мукомолов» и «Совет съезда бакинских нефтепромышленников».

Несмотря на очевидные успехи российской промышленности, говорить о полной победе капиталистических отношений в пореформенной России не приходится.

Во-первых , процесс промышленного развития находился под постоянным контролем государства, которое всегда имело возможность повернуть его в нужное для себя русло.

Во-вторых , в условиях сохранения самодержавия позиции буржуазии в политической жизни были слабыми, несмотря на её возрастающую экономическую роль.

Транспорт

В пореформенной России на первое место выходит железнодорожный транспорт .

Его развитие стало одним из главных стимуляторов промышленного скачка конца XIX в.

Создававшаяся транспортная сеть давала возможность перемещать огромное количество сырья, продукции, рабочей силы, осваивать новые районы.

Широкомасштабное железнодорожное строительство обеспечило спрос на строительный материалы, металл и оборудование, стало импульсом для создания современной тяжелой промышленности. Выдавались государственные кредиты на строительство паровозо - и вагоностроительных заводов. Закупка подвижных составов за границей в 1876 г. была фактически запрещена. Поощрялось производство рельсов (с 1880 гг. – из уральской стали).

Началась «железнодорожная горячка». По темпам железнодорожного строительства Россия занимала одно из первых мест в мире. За период с 1861 г. по 1900 г. железнодорожная сеть увеличилась с 1500 до 48 тыс. км (в 32 раза!). Среднегодовой прирост составлял более тысячи километров железных дорог. В этот период были построены железные дороги: Москва – Курск, Москва – Нижний Новгород, Москва – Воронеж, Курск – Одесса. Столицы (Петербург и Москва) получили железнодорожное сообщение с основными промышленными и сельскохозяйственными районами страны (Уралом, Донбассом, Украиной, Поволжьем). В 1891 г. по инициативе С.Ю. Витте началось строительство Транссибирской магистрали (7 тыс. верст). Эта дорога связала Европейскую часть страны с Дальним Востоком.

До 1880-х гг. большинство железных дорог находилось в частной собственности, однако правительство, оценив их стратегическое значение, начало выкупать дороги в казну. В середине 1890-х гг. около 60% дорог принадлежало государству.

В результате объединенных усилий государства и общества была создана крупная сеть железных дорог, достигнуто транспортное обеспечение товарных потоков, возникла современная база тяжелой промышленности, обеспечившая также нужды армии. Но все же Россия отставала от передовых стран по протяженности и плотности железных дорог.

Общее число речных судов увеличилось в 4 раза, они перевозили значительную часть сырья и готовой продукции. При этом количество речных пароходов выросло в 6 раз.

Торговля

Увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства, а также развитие транспортной сети обусловили резкий рост внутренней и внешней торговли в пореформенной России.

Для внутренней торговли самым значительным стал хлебный рынок, обеспечивавший возросшее в 3 раза население городов, а также сотни фабричных поселков. Создававшаяся индустриальная система являлась сама потребителем промышленной продукции – металла, топлива, машин. Продукция легкой промышленности предназначалась не только для горожан, но и для жителей деревни. Возникали новые товарные биржи, развивались сети розничной магазинной торговли, однако, самые большие обороты по-прежнему сохраняли ярмарки.

Объем внешней торговли России в среднем вырос в 4 раза.

Во второй половине XIX в. Россия (наряду с США и Австралией) становится одним из главных экспортеров хлеба в мире. В конце века за границу вывозилось около 20% производимого в стране зерна. Второе место в списке экспортных товаров прочно удерживал лес. Далее шли лен, пенька, сахар, шерсть. Постепенно развивался экспорт нефти, возрастал вывоз тканей. Российская промышленная продукция составляла небольшой процент экспорта и была востребована только в отсталых странах. Российское сырье закупали Германия (в конце XIX в. – главный торговый партнер), Великобритания, Нидерланды, Франция, Италия, Австрия. Россия импортировала станки и оборудование, хлопок, чай.

Экспорт ежегодно превышал импорт, что давало стране возможность накопления финансовых ресурсов.


Таким образом, из табл.3 видно, что промышленное производство России с каждым годом растет, набирая обороты.

В процессе статистического учета и анализа отраслевая структура промышленности определяется обычно путем нахождения удельного веса отраслей в общем объеме производства продукции, численности занятых и стоимости основных производственных фондов промышленности. Определим удельный вес каждой отрасли в общем объеме производства (рис.3) .

Рис.3. Удельный вес отраслей промышленности в общем объеме производства

Из данных процентных соотношений рис.3 видим, что наибольший удельный вес в общем объеме производства занимает машиностроение.

II. Перспективы развития промышленного производства в России

Перспективы развития промышленного производства России целесообразно рассматривать в двух направлениях: перспективы развития добывающей отрасли и перспективы развития обрабатывающих отраслей.

2.1. Перспективы развития добывающей отрасли

Как известно, устойчивость минерально-сырьевой базы (МСБ) в значительной степени зависит от сбалансированности соотношения между уровнями добычи и приростом запасов полезных ископаемых. Начиная с 1991 г. добыча абсолютного большинства видов полезных ископаемых обеспечивается в основном созданным ранее заделом запасов за счет доразведки ранее открытых залежей, а также перевода запасов из предварительно оцененных в разведанные .

До середины 90-х объемы прироста запасов нефти и газа на континентальной части страны превышали их добычу. В период с 1990 по 1997 год произошло резкое падение объемов воспроизводства, вызванное снижением объемов геологоразведочных работ (ГРР). Главная причина состоит в том, что существовавшая в СССР государственная система воспроизводства МСБ была разрушена, а полного комплекса условий для ее восполнения создано не было. Современное состояние российской МСБ углеводородов по различным источникам оценивается в диапазоне от критического до «угрожающего национальной безопасности». За последние 10 лет восполнение запасов МСР составило по нефти 73 %, газу – 47 %, меди – 33 %, цинку – 57 %, свинцу – 41 % .

Негативные тенденции наиболее показательны при анализе МСБ нефти. На протяжении последних лет не было разведано ни одного значимого месторождения. Доказанные запасы нефти в последнем десятилетии ежегодно сокращаются в среднем на 1, 3 %, в то время как в мире за вычетом добычи они систематически прирастают на 1, 2-1, 6 %.

Происходит серьезное отставание развития и качественное ухудшение сырьевой базы добывающих отраслей МСК. Это означает необходимость принятия чрезвычайных мер по усилению поисковых и разведочных работ, поскольку выработка кондиционных запасов нефти при действующем уровне добычи в условиях прогнозируемого на первую половину текущего столетия трех - пятикратного роста мирового потребления сырьевых ресурсов завершится в 2010-2015 гг. Это подтверждается, в частности, тем, что у крупных нефтяных компаний время обеспеченности добычи нефти доказанными запасами незначительно (от 15 до 35 лет) .

По сравнению с уровнем 1994 г. в настоящее время в три раза сократилось финансирование геолого-разведочных работ за счет средств федерального бюджета. Кроме того, доля бюджетных средств (включая региональные), выделяемых на ГРР по всем источникам финансирования, постоянно снижается: в 2000 г. она составила 36,5 %, в 2004-2005 гг. - менее 12, 0 %. Крупные вертикально-интегрированные компании России не торопятся привлекать инвестиционные ресурсы на осуществление ГРР. Благодаря этому выбывающие при эксплуатации запасы в течение длительного времени не компенсируются их приростами, что неминуемо ведет к истощению МСБ. Тем не менее целенаправленной государственной политики в этой области не осуществляется .

Однако проблема добывающей отрасли состоит не только в исчерпании запасов, но и в ухудшении их качественных характеристик, поскольку отечественная практика разработки месторождений значительно отстает от зарубежного технического и технологического уровней. Значительную часть в структуре запасов нефти, газа, углей составляют трудноизвлекаемые и низкокачественные запасы.

Далеко не идеальный, но единственный поощряющий ГРР механизм (отчисления на воспроизводство МСБ), который необходимо восстановить, был ликвидирован при введении налога на добычу полезных ископаемых в 2002 г. В настоящее время налоговые льготы для компаний, ведущих ГРР, не предусмотрены.

Значительную проблему составляет фискальный характер налоговой системы применение с 1 января 2002 г. специфической, привязанной к мировым ценам на нефть и не учитывающей ренту положения ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Построенная на таких принципах налоговая система носит фискальный характер. Она ориентирована на валовые показатели по добыче, не обладает регулирующими функциями, направленными на развитие добывающей отрасли. Необходима разработка более эффективной системы взимания НДПИ, учитывающая значительные различия в горно-геологических условиях месторождений и позволяющая создать недропользователям равные условия для разработки месторождений .

Что касается нехватки инвестиционных ресурсов на разработку месторождений и ведение ГРР, то данная проблема решается при помощи осуществления долгосрочного некоммерческого кредитования отрасли из ГВИКФ.

В целях упорядочения системы управления геолого-разведочным процессом и организации его финансирования следует признать целесообразной идею о создании Национальной геолого-разведочной компании, необходимой для активизации геолого-разведочных работ.

Решение же остальных вышеуказанных проблем тесно связано с повышением качества государственного контроля в сфере недропользования.

Применительно к анализу проблем экстенсивного развития добывающей отрасли нельзя не затронуть проблему сбора и утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) в России. Этот побочный продукт нефтедобычи в связи с неподготовленностью инфраструктуры для его сбора, транспортировки и переработки просто сжигается добывающими компаниями в факелах. В результате ежегодные потери экономики России от сжигания ПНГ составляют по меньшей мере 25 млрд. куб. м (годовая добыча природного газа Китая). Сжигание ПНГ также причиняет значительный экологический ущерб.

Масштабы этой проблемы уже заставили обратить на нее внимание президента Российской Федерации, который недавно поставил перед правительством Российской Федерации задачу свести к минимуму объемы сжигаемого в факелах ПНГ.

Для решения этой проблемы требуются следующие управленческие действия и решения: установление обязанности недропользователя оснастить нефтяные месторождения замерным оборудованием, контролирующим расход ПНГ, разработка технического регламента по сжиганию ПНГ, введение в лицензионные соглашения требования утилизировать ПНГ, введение прямого запрета сжигания ПНГ в законодательстве, предоставление государственного кредита для возведения инфраструктуры по переработке и транспортировке ПНГ (при помощи предлагаемого к созданию ГВИКФ) .

2.2. Перспективы развития обрабатывающей промышленности

Развитие этого сегмента экономики определяет позиционирование страны на мировом рынке, способствует диверсификации и устойчивости экономического развития. Несмотря на рост в обрабатывающих отраслях в 1999-2006 гг., объемы производства здесь все еще существенно ниже уровня 1990 г. При этом темпы роста обрабатывающих отраслей, за исключением черной металлургии, заметно отстают от темпов роста экономики в целом, а их доля в промышленном производстве снижается (см. табл. 3).

По оценкам экспертов Всемирного банка, уровень производительности труда на предприятиях обрабатывающей промышленности России отстает не только от развитых стран Европы, но и от стран Центральной и Восточной Европы, осуществивших переход к рынку, и от многих развивающихся стран, таких как Бразилия или ЮАР. Российские предприятия обрабатывающей промышленности по показателю производительности труда близки к китайским и индийским фирмам, но заметно проигрывают им по стоимости рабочей силы, что снижает их конкурентоспособность как на мировом, так и на российском рынке.

Ситуация усугубляется тем, что в среднесрочной перспективе объективные условия функционирования российских предприятий окажутся, вероятно, более жесткими. Российская экономика становится все более открытой как для потоков товаров, так и для иностранных фирм, работающих на территории России. Экстенсивные дешевые источники экономического роста уже исчерпаны.

Опережающими темпами будут, скорее всего, расти и цены на ресурсы для производственных целей, в первую очередь на топливо, энергию, землю и т. д. Сохранение конкурентных позиций требует значительного роста эффективности использования этих ресурсов, что, в свою очередь, предполагает коренное техническое перевооружение, смену номенклатуры выпускаемой продукции, повышение ее качественных характеристик. В противном случае российские предприятия вряд ли смогут выдержать конкуренцию с фирмами крупных развивающихся стран, таких как Китай, промышленность которого создана на более современной технической базе. Кардинальная модернизация производства невозможна без значительных инвестиций. Но при том уровне рентабельности, который характерен для большинства российских промышленных предприятий, они не являются привлекательным объектом для внешних инвесторов, а собственных средств для решения масштабных задач модернизации недостаточно .

Выходом из положения могло бы стать создание в отраслях обрабатывающей промышленности новых, высокоэффективных предприятий, не обремененных наследием устаревшей технической базы и тяжелым финансовым положением. Пока новые предприятия в основном ориентируются на внутренний рынок России и/или на импортозамещение, возникая в тех сегментах, которые относительно защищены от внешней конкуренции и не способны радикально изменить сырьевое позиционирование России в глобальной экономике. Кроме того, создание новых предприятий тормозится целым рядом факторов, в частности недостаточно благоприятным инвестиционным климатом, высокими административными барьерами, ужесточением доступа к инфраструктуре (инженерные и транспортные коммуникации, энергообеспечение) и к дешевым источникам топлива (прежде всего газа), обострением дефицита квалифицированных кадров.

Анализ ситуации на микроуровне показывает, что за низкими средними показателями скрываются гигантские различия в уровне и динамике эффективности на отдельных предприятиях.

Таким образом, российская обрабатывающая промышленность отличается значительной многоукладностыо, причем наименее конкурентоспособный сегмент попал в порочный круг неэффективности. По сути, задача повышения конкурентоспособности и заключается в том, чтобы разорвать этот порочный круг: увеличить число и повысить устойчивость конкурентных преимуществ лидеров и сократить долю неконкурентоспособных предприятий.

Результаты обследования позволяют говорить о наличии в промышленности, причем в различных отраслях, группы предприятий-лидеров и группы аутсайдеров. По разным оценкам (с использованием различных критериев), к группе конкурентоспособных можно отнести 20-25 % предприятий. Из них около половины не только имеют более высокий уровень производительности труда, но и одновременно расширяют выпуск, увеличивают производительность темпами, превышающими среднеотраслевые. Именно эти предприятия обладают сегодня наибольшим потенциалом роста, являясь двигателем экономического развития .

Вместе с тем 35-40 % предприятий выборки составляют группу аутсайдеров, которые демонстрируют низкие уровень и динамику эффективности производства и очевидно теряют свою конкурентоспособность. В перспективе эти предприятия должны быть либо серьезно реструктурированы, либо вытеснены с рынка более эффективными компаниями.

Анализ показал, что вероятность оказаться в группе конкурентоспособных предприятий повышается с ростом, размера компании, при размещении предприятия в крупном городе со статусом федеральной или региональной столицы. Так, среди предприятий с численностью более 1000 человек доля компаний с высокой конкурентоспособностью более чем вдвое превышает соответствующий показатель в группе 100-250 человек. Таким образом, концентрация производства на крупных предприятиях в промышленных агломерациях, как и прежде, во многом предопределяет позиции компании.

В то же время даже в группе конкурентоспособных лидеров далеко не все благополучно. Так, половина предприятий с высокой конкурентоспособностью не занималась в последние три года технологическими инновациями, а 9 % - ни технологическими, ни организационными. Физический износ оборудования в группе лидеров также достиг угрожающей степени: только у 1/4 из них парк машин и оборудования можно считать приемлемым, а у половины оборудование совершенно изношено. Следовательно, можно сделать вывод о том, что группа конкурентоспособных лидеров неустойчива. При сохранении сегодняшних тенденций, вероятно, через 3-5 лет доля конкурентоспособных предприятий в обрабатывающей промышленности сократится вдвое - до 10-12 % .

Заключение

Промы́шленность - совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве, производством потребительских товаров. Промышленность - важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества .

Промышленность состоит из двух больших групп отраслей - добывающей и обрабатывающей промышленности. К добывающей промышленности относятся предприятия по добыче горно-химического сырья, руд чёрных и цветных металлов и нерудного сырья для металлургии, неметаллических руд, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, лёгких природных заполнителей и известняка, а также гидроэлектростанции, водопроводы, предприятия лесоэксплуатации, по лову рыбы и добыче морепродуктов.

К обрабатывающей промышленности относятся предприятия машиностроения, предприятия по производству чёрных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и др. строительных материалов, продуктов лёгкой и пищевой промышленности, а также предприятия по ремонту промышленных изделий (паровозоремонтная, локомотиворемонтная) и теплоэлектростанции.

Достижение стратегических целей развития России в среднесрочной перспективе возможно только при условии воссоздания экономики роста. При этом чрезвычайно важны не только количественные, но и качественные характеристики экономической динамики.

Позитивное будущее России может быть основано только на опережающем развитии перерабатывающих отраслей промышленности. Именно их динамика определяет, с одной стороны, уровень инвестиционной активности и технологического обновления производства, а с другой – динамику и структуру потребления населения. Потребительские стандарты населения, в свою очередь, определяют формирование и воспроизводство трудовых мотиваций, а, следовательно, и возможный вклад социальных факторов в повышение эффективности производства.

Развитие отечественной обрабатывающей промышленности и строительства способно обеспечить кардинальное повышение качества жизни россиян, создать возможности позитивного изменения условий проживания за счет масштабного предложения доступного жилья, эффективной дальнейшей автомобилизации и опережающего развития инфраструктуры.

Первичный сектор экономики России, добывающая промышленность и особенно экспортно-ориентированные отрасли представляют собой важнейший материальный ресурс экономического роста и поддержания уровня и динамики экспортных доходов. Последнее особенно важно в период восстановления технологического потенциала обрабатывающего сектора промышленности, строительства и транспорта. Выполнение первичным сектором экономики задач материального обеспечения экономического роста в России и поддержания в среднесрочной перспективе положительных значений чистого экспорта также требует развития в рамках добывающей промышленности комплексной переработки сырья, увеличения доли конечной продукции в экспорте.

Список литературы

    Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. Дело и Сервис, 2007. – 496 с.

    Богданов И.А. Экономическая безопасность России: теория и практика. - М.: ИСПИРАН, 2005.

    Воронин Ю.М., Селезнев А.З., Чередниченко Л.Г. Россия: экономический рост. – М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2004.

    Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / Под ред. Морозовой Т.Г. – М.: ЮНИТИ, 2005.

    Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. - М.: Гардарика, 2004.

    Ивашковский С.Н. Макроэкономика. М.: Дело, 2002. - 472 с.

    Лисин В. Макроэкономическая теория и политика экономического роста: Монография. – М.: Экономика, 2004.

    Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность: Учебник / Под ред. Лисова В.И. – М.: экономика, 2007.

    Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 6-е изд., 2006.

    Экономическая безопасность: Производство - Финансы - Банки / Под. ред. В.К. Сенчагова. - М.: Финстатинформ, 2004.

    И перспективы развития производства туалетного мылаРеферат >> Культура и искусство

    ... Современное состояние и перспективы развития производства туалетного мыла. Современный про­цесс производства ... вопросов. 3. Анализ ассортимента туалетного... Производство мыла в России : (проблемы сырья) Л.Н.Лишаева, В.И.Почерников //Масложировая промышленность ...

  1. Современное состояние и перспективы развития кредитного страхования в Российской Федерации

    Дипломная работа >> Банковское дело

    Тему: «Современное состояние и перспективы развития кредитного страхования... Автокредит» 2.4 Анализ рынка кредитного... общественного производства и... Торгово-промышленной палаты... В.В.//Некоторые итоги и перспективы развития страхового рынка России // Финансы. - ...

  2. Анализ современного состояния и направлений развития машиностроения Красноярского края

    Реферат >> Экономика

    ... Анализ современного состояния и направлений развития ... перспективы развития ... промышленности . Авиационная промышленность . В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства ... экономику России : Учеб...

  3. Современное состояние и перспективы развития издательской и полиграфической деятельности

    Контрольная работа >> Менеджмент

    ... СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ... производство ... промышленности . 2.Тенденции развития издательской и полиграфической деятельности. В развитии современной издательской системы России ... Книжный рынок России : анализ , проблемы, перспективы / Под...

Существуют, по меньшей мере, два подхода к оценке перспектив развития промышленного производства в нашей стране. Один - официальный, связанный с радужной оценкой этой темы, основанный на перспективных планах, стремительных диаграммах, символизирующих эволюционный характер развития промышленной отрасли, ссылок на мировые тенденции и т.д. Другой - прагматический, основанный на анализе того, что мы имеем за годы реформ и не официального, а реального отношения руководства страны к этой отрасли хозяйственной деятельности.

Страна за двадцать лет откатилась по уровню экономического развития ниже уровня многих государств «третьего» мира, и это при том, что в наследство нашим реформаторам досталось (что бы там не говорили) одна из сильнейших экономик мира. Уровень жизни россиян затерялся где-то в восьмом десятке стран мира. Разрыв между уровнем жизни богатого слоя и теми, кто ориентируется на потребительскую корзину - катастрофический. Не буду полемизировать с теми, кто будет возражать, что реформы не закончены, что мы «в пути» и т.д. и т.п., это мы уже проходили. Надо периодически подводить итоги пройденного и, если это необходимо, корректировать курс движения, а не тупо упираться в стратегические догмы, которые себя дискредитировали текущими результатами.

Тема развития промышленного производства многогранна и многовариантна. Конечно, единого рецепта быть не может, поскольку здесь завязаны интересы государства, частных лиц и общественных организаций, мировые тенденции и краткосрочные политические мотивы, тактические и стратегические планы, геополитические, экономические, финансовые, сырьевые и пр. ресурсы. При любом раскладе в решении этой проблемы цель должна быть одна - это поступательное развитие производственного сектора экономики, что особенно важно для такой страны как Россия с точки зрения обеспечения экономической и военной безопасности и целостности государства.

Мировая тенденция построения структуры промышленного производства основана на приоритетном развитии малых и средних предприятий, как на наиболее подготовленных: к освоению новых видов изделий и технологий, гибких в плане перестройки производства и внедрения научно-технических разработок, в создании конкурентных производственных отношений. В развитых странах 70-85% промышленного производства сосредоточено на малых и средних предприятиях. При этом роль государства заключается в создании благоприятных условий работы таких предприятий. Под благоприятными условиями развития производства я, прежде всего, понимаю такие понятия, как: стабильность политической системы и ее адекватность к меняющейся внутренней и международной ситуации, понятный и принятый большинством промышленного электората экономический курс развития (установленные «правила игры»), спокойная внутренняя обстановка, доступность финансовых ресурсов и юридическая защищенность от неправомерных действий и посягательств любого уровня.

Перед анализом вышеперечисленных условий развития необходимо определиться с базовыми определениями и понятиями, чтобы не было разночтений и двусмысленных толкований основополагающих принципов существования промышленного производства как такового.

Я считаю, что одной из главных причин неудовлетворительного состояний дел в области малого и среднего предпринимательства в нашей стране является упрощенная трактовка главного понятия - «малый и средний бизнес», принятая за основу при рассмотрении всех вопросов, относящихся к сфере деятельности этой части производственного сектора экономики. Для «большого» бизнеса существуют отраслевые министерства, ведомства, союзы и прочие организации, созданные для решения специфических задач отрасли и учитывающие особенность построения и развития конкретной отрасли, а также приоритетность задач и способов их решения, стоящих перед данной отраслью, в том числе и в интересах государства.

Государство, управляя экономикой, создает преференции и стимулирует развитие тех или иных отраслей экономики в интересах как тактических, так и стратегических планов развития. И только малый бизнес у нас, как стадо пытаются вести общей дорогой, подстегивать единообразными постановлениями, бросая мелкие подачки в «толпу», где они достаются самым бойким и наглым и далеко не тем, кто в них нуждается. Необходимо разделить нынешнее понятие «малый бизнес», как минимум на три категории: производственный бизнес, услуги и торговля. В производственный бизнес, несомненно, должна входить наука, как неотъемлемая часть инновационного развития. Я не связываю понятие «бизнес» с задачами обеспечения правопорядка и обороноспособности страны, которые должны остаться в исключительной компетенции государства. промышленность перевооружение экономика

Сейчас доля производственного малого и среднего бизнеса реального сектора экономики в общем объеме «малого бизнеса» составляет по разным оценкам от 3 до 15%. При этом малый бизнес в общем балансе производственного сектора экономики страны составляет не более 10%, получается, что доля рассматриваемого вида производства в промышленном объеме страны - несущественна. В общественном сознании слово «бизнес» ассоциируется с торговлей и посредническими услугами, с вопросами «делания денег» любыми путями.

Анализ принятых решений разного уровня по малому бизнесу, фактическое построение отношений между административными органами и бизнесом, меры стимулирования и поддержки принятые у нас, и наконец, результаты всей этой деятельности, говорят о том, что все решения по развитию рассматриваемого сектора экономики в первую очередь, «де факто», относятся к области непроизводственных отношений. Ниже я обосную свои выводы.

Если с политической стабильностью и построением международных отношений у нас более или менее все ясно, то вот относительно стратегии и тактики экономического развития страны - много вопросов. Уже всем, кроме самих инициаторов экономических реформ и тех, кто на этом заработал очевидные дивиденды, ясен их провальный курс и плачевность достигнутых результатов. Тем не менее, мы продолжаем цепляться за устаревшие догмы и на гнилом фундаменте обанкротившихся идей - пытаемся строить новые производственные отношения. Цель у всех стран одна - развитие, вот только способы ее достижения разные, что и показал недавний экономический кризис. И дело здесь отнюдь не в идеологических построениях общественного строя, а в отношении руководства страны к средствам и способам управления экономикой. Богатейшая в мире страна с огромным экономическим потенциалом и талантливым народом, на сырьевой игле и навязанных «реформаторами» посредническо-товарных производственных отношениях оказалась в очередной раз (после дефолтов прежних лет) не конкурентоспособной на мировом рынке, при этом фактически разрушив внутренний рынок и производственные отношения на постсоветском пространстве. И что интересно, при этом миллиардеров, заработавших на кризисе, в стране стало больше. Экономическая политика в интересах отдельных лиц и групп не может считаться экономикой такого государства как Россия.

К сожалению, нельзя говорить и об установленных «правилах игры» - отношениях между малым и средним производственным бизнесом и властью. Слишком много в трактовке этих правил администрирования, коррупции и желания «порулить» со стороны официальных структур различного уровня и ведомственной принадлежности. При этом полная ответственность за состояние производства лежит на его руководителях, а правила ведения бизнеса устанавливают чиновники, которые не несут никакой ответственности за свои поступки и решения, в том числе направленные во вред производственно-хозяйственной деятельности. В нашей стране уровень общественной и псевдо государственной «заботы» о малом бизнесе, а также число «помощников» разного уровня превышает разумные пределы и количество самих предприятий производственного сектора. Наверное, пришла пора дать оценку этой работе с учетом достигнутых их деятельностью результатов. Навязываемая «поддержка», на практике оказывается ширмой корыстных интересов «помощников».

Один из самых болезненных вопросов развития производства малого и среднего бизнеса является вопрос доступности финансовых ресурсов, необходимых на всех стадиях производственной деятельности. Каждый, кто имеет отношение к производству, понимает, что для его становления, развития и поддержания на конкурентоспособном уровне, постоянно необходимы средства. При этом на этапе становления производства - нужны заемные средства в серьезных объемах и на реальных условиях возврата. К сожалению, производственный сектор малого бизнеса нашими банками под разными предлогами, в том числе и нереальными условиями предоставления кредитов - фактически не финансируется. Эти вопросы на государственном уровне отданы на откуп посредническим фондам. Во-первых, получение денег от фонда оговаривается разными сумасбродными условиями и предельными ставками финансирования, которые не приемлемы для производственника. Во-вторых, процедура оформления кредитов через фонд неимоверно затянута и никак не способствует оперативному решению финансовых проблем предприятия. Система грантов, конкурсов, тендеров и т.п. сродни игре в рулетку, а вероятность выигрыша - минимальна, при этом система выбора победителя не прозрачна и субъективна. Для стабильного, поступательного и прогнозируемого развития производственного предприятия система финансирования через конкурсы не может считаться эффективной. И наконец, немаловажный фактор работы фонда (или другого подобного учреждения) - это заинтересованность самого фонда во вложении выделенных ему государством денег в то или иное производственное предприятие. Фонд не кредитное учреждение, следовательно, его средства находятся в банке под стабильный процент, которого хватает для безбедного текущего cуществования сотрудников фонда. Если средства фонда выделять соискателям, то это риск, угрожающий собственному благополучию. Отсюда и многоуровневая система отбора кандидатов на деньги, создаваемые и активно культивируемые мифы об отсталости и незнании большинством предпринимателей современных (западных) принципов управления производством, и «закритичный» уровень оценки перспектив конкретного производства и т.д. В общем, причин отказать гораздо больше, чем дать добро. Я не знаю примеров официальной оценки деятельности фондов, но я знаю состояние проблемы и уровень развития научно-производственного сектора экономики, и здесь наблюдается большое противоречие между результатами деятельности «помощников» и состоянием отрасли. Хотелось бы, чтобы руководство страны рассматривало меня и других руководителей производственных предприятий (во всяком случае, большую их часть), как адекватных и ответственных членов нашего общества, заинтересованных в развитии нашей страны не меньше чем они сами, и способных самостоятельно отвечать за результаты своей деятельности без переложения груза ответственности на различные посреднические структуры. В этом контексте считаю первоочередным решением государственного уровня - создание системы финансирования производственного бизнеса через банковскую систему, на условиях получения кредитов на развитие производства под ответственность заемщика и гарантии государства по приоритетным направлениям развития. То, что эта система должна отличаться от условий получения потребительских кредитов, это надеюсь ясно. Фонды должны стать вспомогательным атрибутом стимулирования научно-технической деятельности.

На государственном уровне полагают, что одним из путей решения проблемы развития промышленного производства должна стать инвестиционная деятельность, причем почему-то иностранных инвесторов. На данный момент времени серьезных и ответственных инвесторов из-за рубежа на территории России нет, и когда они появятся неизвестно. Вызывает большое сомнение мотивация инвестора для развития производства конкурентоспособной отечественной продукции в ущерб национальным интересам той страны, которую он представляет. Косвенным подтверждением этого тезиса, может служить история вступления России в ВТО. Тех же инвесторов, которые хотели бы строить свой бизнес в России, отпугивает непрозрачность отношений и коррумпированность системы.

И наконец, последний вопрос в рамках настоящей статьи - юридическое сопровождение бизнеса. То, что установившаяся у нас юридическая система громоздка, неповоротлива и малопонятна рядовому члену общества, это факт, озвученный неоднократно и на разных уровнях. С ее несовершенством связан весь негатив нашего общества - бюрократизм, коррупция, бандитизм, нарушения в экономической сфере и производственных отношениях, «телефонное право» и т.п. Все делопроизводство в судах устроено таким образом, чтобы отбить навсегда охоту решать спорные вопросы в официальных инстанциях. Особый вид надругательства над здравым смыслом и публичное унижение, когда ответчиком по суду выступает государственная структура. Проблема состоит в том, что у подавляющего большинства малых предприятий в штатном расписании не предусмотрена должность юриста. Можно, конечно, нанять юриста из многочисленных адвокатских бюро. Но нет никаких гарантий, что вы взяли именно того юриста, знания и квалификация которого позволят решить в суде ваши проблемы. В большинстве случаев наемный юрист не отвечает за результаты своей работы, а лишь готовит документы для суда, а дальше - «как решит суд». Объективность суда тоже под большим вопросом, поскольку рычагов влияния на ход судебного заседания у малого предприятия, несомненно, меньше, чем у его оппонентов. Можно еще много привести доводов в оправдание того, почему у многих предпринимателей существует желание «полюбовно» решать конфликтные ситуации, либо вообще не связываться с судами, прибегая к услугам неформальных организаций.

Неповоротливость и костность юридической системы приводит к тому, что не исполняется большинство постановлений и указов, принимаемых правительством и президентом в отношении развития малого и среднего предпринимательства, поскольку чиновники придумывают причины их неисполнения гораздо быстрее, чем успевают вноситься коррективы в поправки в эти указы. Создается впечатление, что чиновники играют с государством в догонялки - кто быстрее придумает причину неисполнения очередного закона, при этом государственные интересы, как правило, всегда проигрывают. Да и сами законы о малом и среднем предпринимательстве разрабатываются и принимаются теоретиками товарно-денежных отношений без надлежащих консультаций с теми, кто должен на практике воспользоваться их положениями. Ярким примером сказанному служит закон об авторском праве, который если и защищает чьи-то интересы, то только не интересы инновационной части малого бизнеса. Получается, что главное преимущество малого и среднего предпринимательства, в его способности ставить и решать инновационные задачи - не защищено, а поэтому, бесперспективно. Отмена звания «Заслуженный изобретатель России» лишь очередной камень чиновников в сторону прогрессивного развития производственного сектора.

Таким образом, подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что реальных предпосылок развития промышленного производства в стране, через становление и развитие малого и среднего предпринимательства в реальном секторе экономики в настоящее время - нет. Основными причинами этого, на наш взгляд, являются:

  • - отсутствие финансового обеспечения и доступа к реалистичным банковским кредитам, замененными на практике разными посредническими структурами, решающими не государственные, а свои корыстные интересы;
  • - несовершенство юридической системы и судопроизводства делают предпринимателей незащищенными перед административным и силовым давлением на них. Кроме того, это является причиной негативных факторов производственных и деловых взаимоотношений, связанных с коррупцией, бюрократизмом, рэкетом и т.п.;
  • - для большинства малых и средних предприятий основным рынком сбыта продукции является внутренний рынок, правила игры на котором, диктуются крупными монополистами и олегархически бюрократическими структурами, не заинтересованными в «чужих» исполнителях. Система тендеров и конкурсов - забюрокрачена сверх всякой меры;
  • - в стране не созданы условия и нет реальной потребности во внедрении новых научно-технических достижений, являющихся одним из приоритетных и эффективных направлений деятельности малых и средних предприятий. Излишняя коммерциализация этой темы привела к свертыванию фундаментальных исследований и перспективных НИОКР, ввиду своей не скорой коммерческой отдачи;
  • - декларируемые руководством страны планы развития в сырьевом, перерабатывающем, аэро-космическом, оборонном и других секторах экономики не предусматривают широкого участия в них предприятий малой индустрии, а своей глобальностью рассчитаны на участие в них естественных монополий и крупных корпораций. Необходим отдельный план развития малого и среднего бизнеса с привязкой к конкретным государственным программам;
  • - в стране чрезмерно высоко влияние административно-бюрократического аппарата на деятельность малых предприятий.